Боязнь прекрасного. Неравная борьба эстетики и стереотипов

Недавно в Брянске в очередной раз прошёл «Город мастеров» - выставка-ярмарка, на которой можно приобрести необычные самобытные товары, сделанные руками мастера, а, значит, с душой и с любовью. Горожане всегда с удовольствием их рассматривают, восхищаются, но покупают лишь единицы. Далеко не каждый решится владеть неординарными вещами. Об этом явлении мы и поговорим с нашей гостьей, брянским дизайнером Ольгой Дарымовой.

   
   
Ольга Дырымова: Красота может разорить, но не разочаровать. Фото: АиФ Брянск

Задаём стимул

Ольга Момот, «АиФ Брянск»: Ольга, скажите, приходилось ли вам когда-нибудь заглядываться на пёстрые витрины магазинов, что вы при этом чувствовали?

Ольга Дарымова: Разумеется, как любая женщина, не могу остаться равнодушной, проходя мимо красивых манящих витрин, будь то антиквариат, изысканная мебель или одежда. Признаюсь, устоять удаётся не всегда, и, тем не менее, жадно скупать весь ассортимент магазина не приходилось ни разу, хотя знаю, что такие люди существуют, и их не мало.

- И как же не поддаться соблазну?

- Наверное, для этого нужно иметь большую силу воли, особенно, когда с экранов телевизоров и страниц модных журналов напропалую твердят о том, что иметь эти вещи просто необходимо, и совсем не важно, сколько они стоят. Стереотип – мощный фактор, который влияет на наше с вами восприятие внешнего мира, в том числе, это касается и красивых вещей. Иногда невозможность иметь ту или иную безделушку равноценно истиной трагедии, особенно среди молодёжи.

Досье
Ольга ДАРЫМОВА родилась в Брянске. Окончила МПСИ (МПСУ), также имеет неоконченное высшее образование дизайнера интерьеров Международной школы дизайна. Занимается творчеством и эксклюзивной мебелью.

- Разве так должно быть?

   
   

- Я считаю, что красивые вещи нужны и должны быть в жизни каждого. Во-первых, они вдохновляют, во-вторых, заставляют почувствовать себя особенным, ну и, в-третьих, от них мы просто получаем удовольствие, заряжаемся позитивом. А что может быть лучшим стимулом хорошего настроения? Но тут главное не переборщить и правильно сопоставить свои желания с возможностями. Да и становиться рабом вещей и покупок уж точно не стоит.

Удел счастливцев

- Раньше, когда мастер делал что-то вручную, каждая вещь была более или менее уникальна. Сегодня в эпоху штамповок потребность в эксклюзивных вещах сохраняется?

- В любые времена есть люди, которые предпочитают иметь не только красивые, но и действительно уникальные в своём роде вещи, наделённые энергетикой автора. И тут речь не только об особой эстетике, обладание такими предметами кому-то помогают почувствовать и свою значимость, свою уникальность. Для кого-то эксклюзивное приобретение – своеобразный способ самовыражения и часть имиджа.

- Да, но позволить себе такие предметы могут только олигархи, им-то куда уже самовыражаться?

- Конечно, в большинстве своём, это дорогое удовольствие, но говорить о том, что эксклюзив – удел богачей – неверно. Скорее это прерогатива счастливцев. Например, сейчас очень большую популярность, в том числе и на Брянщине, приобрели ручные работы или, так называемый, «хенд мейд». Это и одежда, и украшения, и предметы интерьера, и даже детские игрушки. Чем не эксклюзив? Стоят они, правда, немного дороже, чем в обычных магазинах, зато на порядок дешевле, нежели в брендовом бутике или у именитого дизайнера. Так что это по карману каждому, был бы вкус к таким вещам.

- Как бы вы описали современного знатока прекрасного?

- Думаю всем, без исключения, присуще видение, способность отличить красивое от некрасивого, подлинное от подделки. Но навязчивая реклама, давление индустрии ширпотреба затуманивает взгляд современного человека, ослепляет блеском дешевых страз. Из личных наблюдений могу сказать, что обычно штучные вещи покупают неординарные личности, которым нравится быть в центре событий и привлекать к себе внимание окружающих. А ещё эти приобретения отлично поднимают настроение и самооценку, поэтому, если вы хотите что-то поменять в своей жизни, то непременно порадуйте себя чем-то особенным и уникальным. Только расставаться с деньгами нужно без сожаления, с улыбкой. Вещь сразу же зарядится положительной энергетикой и принесёт удачу.

Мы ушли от единообразия, навязанного государством, к единообразию, навязанному рекламой. Фото: Shutterstock.com

Стоит только захотеть

- Может ли красота разочаровать?

- Не думаю. Она может вогнать в долги и даже разорить, но точно не разочаровать, потому что у неё иная цель. И в любом случае, тут всё зависит от самого человека и его нравственных ценностей.

Ведь не зря одни люди готовы отдать последние деньги на билет в музей или театр, а другие тратят их на то, чтобы обновить гардероб. Красота – понятие относительное, и каждый вкладывает в него своё представление.

- Но ведь и безвкусицы сейчас много? Значит, ее тоже кто-то видит прекрасной?

- Увы, но мода на безвкусицу процветает. Отсутствие вкуса или собственного мнения у большинства людей – это плод нашего с вами потребительского отношения к жизни. Тут важно понимать: если человек приобрел вещь по душе, она прослужит ему много лет, и не перестанет нравиться. А покупая то, что нам навязывают в магазинах или модных каталогах удовлетворения не получишь. Значит, очень скоро побежишь покупать ещё и ещё, на это и рассчитана современная производственная индустрия. Из-за того, что человек постоянно склонен поддаваться чужому влиянию и давлению со стороны, он порой впадает в заблуждение, отдавая предпочтение пусть дорогой, но абсолютно безвкусной вещи, нежели той, которая пусть чуть дешевле, зато более изящна и подходит ему по всем параметрам. И это правило, к сожалению, работает не только в сфере покупок, но и в политике, в общении…

- Сейчас, кстати, много протестных высказываний на этот счет, есть движения, призывающие отказаться от бездумного потребительства. Вы разделяете такие взгляды?

- Конечно. Потому что потребительство уничтожает индивидуальность, делает нас рабами вещей, а не ценителями чего-то действительно прекрасного. И если раньше, к примеру, люди восхищались такими архитектурными стилями, как барокко или ампир, то сейчас души не чают в хай-теке. Хотя, последний, скажу честно, даже конкретной классификации не имеет. Всё что не подходит под рамки общеизвестных стилей, дизайнеры почему-то относят именно к нему. И такая безликость прослеживается во всем.

- Что же делать?

- Наверное, меньше смотреть телевизор, не доверять стереотипам, а слушать себя и полагаться на собственный внутренний мир, свои ощущения, которые, непременно подскажут, что именно вам нужно. В конце концов, главная функция красоты – эстетика, от которой нужно получать удовольствие, а не стараться соответствовать чужим стандартам, особенно если они не в радость.

Смотрите также: