Мария Андрюшина, «АиФ-Брянск»: Николай Викторович, столичные гости не любят вопросов в духе «как вам Брянск», спрошу иначе: вас не заинтересовала 1000-летняя история нашего края?
Николай Стариков: Не буду лукавить, мне очень понравился Брянск. Он чистый, зелёный, ухоженный. В нём есть какой-то свой шарм, своя прелесть. Я достаточно много путешествую и обязательно приеду в ваш город ещё раз. Но, думаю, книги о Брянском крае лучше всего писать тем, кто здесь живёт и прекрасно знает его историю.
- Быть учёным-краеведом не так уж и просто. Люди практически на одном энтузиазме восстанавливают прошлое своего края.
- С огромным уважением отношусь ко всем тем, кто за суетой сегодняшнего дня не забывает чувствовать связь времён. Когда я приезжаю в какой-нибудь город России, то всегда встречаю невидимые нити, которые связывают нас с прошлым. В некотором смысле я тоже занимаюсь краеведением. Только не в рамках какого-либо одного края или области, а в рамках всей страны. Я восстанавливаю те страницы истории, которые перевраны и подаются нам без того смысла, который, на мой взгляд, должен быть объяснён. Иначе события становятся просто калейдоскопом не связанных между собою фактов. А это неправильно.
- Наверное, у вас очень плотный график. Приезжая в новые города, вы успеваете ознакомиться с местными достопримечательностями?
- Конечно! Для историка это благодатная почва. В Брянске, к примеру, я побывал в Свенском монастыре и увидел дом, в котором жил Пётр I. Именно туда он приехал после битвы
при Полтаве. В этот момент мне стал понятно его беспокойство: от Полтавы до Москвы ближе, чем от Петербурга. Нужно было остановить шведов подальше от сердца России. Ещё мне запомнился дуб, под которым великий государь, по легенде, сидел. Удивительно, что современному человеку можно обнять это живое дерево, ведь с той поры прошло уже 300 лет. Но это реальность – на физическом уровне ощутить, почувствовать токи истории.
- Да, наше прошлое наполнено многими легендами. Сегодня исторические факты постоянно кем-то пересматриваются. Что это - подмена ценностей? Кому тогда можно верить?
- Давайте отделим положительные тенденции от отрицательных. Попытки очернить прошлое, оторвать нас от наших корней были во время либеральной политики 90-х. К счастью, этим мы переболели и теперь возвращаемся к естественному состоянию любви и уважения к своему прошлому. Сейчас как раз прекращается переписывание и фальсификация истории. Будет наконец-то дана, надеюсь, правильная патриотическая точка зрения на произошедшие события. Будет написан единый учебник истории. Именно в этом ключе нужно воспитывать подрастающее поколение. До этого постоянно предпринимались попытки переписать нашу историю.
- И кто пытался это сделать?
- Наши геополитические противники. Некоторые зарубежные фонды выделяют деньги на написание учебников истории. И по ним учат наших детей. А взаимности нет никакой: вы же не можете назвать ни одного случая выпуска учебника для западных детей, который был бы издан в Великобритании или США на деньги России? Это все не шутки. Представьте, что какой-нибудь добрый фонд имени Германа Геринга выпустил учебники русской истории и распространил их в Советском Союзе накануне Великой Отечественной войны. Думаю, в них события трактовались бы совершенно по-другому, а в итоге немецкие войска в 1941 году в нашей стране встречали бы не пулями и «коктейлями Молотова», а цветами и хлебом-солью. Когда противник пишет учебники истории, то таким образом он пытается воспитать нашу молодёжь в нужном для себя ключе. Поэтому я поддерживаю создание единого учебника истории.
- А нужно ли в таком случае рассекречивание старых документов и материалов? Поможет ли это лучше узнать наше прошлое или, наоборот, приведёт к разочарованию?
- Рассекречивание документов - процесс довольно сложный. К нему нужно подходить с точки зрения интересов государства. В этом смысле можно чему-то поучиться у наших зарубежных партнёров.
- У кого, например?
- 10 мая 1941 года Рудольф Гесс, заместитель Гитлера по партии, улетел в Великобританию. Провёл переговоры и больше никогда не вышел на свободу. Он был приговорён нюрнбергским трибуналом к пожизненному заключению и, согласно официальной версии, повесился в возрасте 89 лет. На самом деле его убили. Он обладал определёнными секретами о том, что Великобритания договаривалась с Гитлером о его нападении на Советский Союз. По сей день документы, связанные с прилётом Гесса в эту страну, засекречены, период их раскрытия постоянно отодвигается. Ну что там такого, казалось бы, секретного? Тем не менее Великобритания не может опубликовать эти документы без потери лица, без того, чтобы не скомпрометировать свою собственную внешнюю политику.
- Значит, вы считаете, что публикация подобных материалов ни к чему?
- Если рассекречивание документов наносит вред государству - тогда зачем нужно это делать? В обычной жизни мы с вами руководствуемся здравым смыслом. Вы можете показать мне хоть одну мать, которая честно бы рассекретила своё прошлое и рассказала дочери о всех своих взаимоотношениях с мужчинами? И при этом сказала бы: «Ты взрослый человек и можешь сама составить своё мнение!». Очевидная глупость. Дочь
должна воспринимать маму как непререкаемый авторитет. И совершенно неважно, какие заблуждения были у неё в молодости. Ребенку не нужно знать, за какими девушками ухаживал папа и какие «приёмы» ухаживания он при этом применял. Вот точно так же и государство. В политике могут быть такие поступки, которые очень трудно объяснить простому человеку. Потому что это было вызвано переплетением тысячи факторов. Неподготовленный человек не сможет адекватно оценить такие действия: политика - самая сложная сфера человеческого бытия. Для этого нужно окончить дипломатическую академию, знать историю, понимать, какие были варианты, а какие выдумали противники, стремящиеся воспитать молодежь чужого государства. Управление государством и дипломатия - это сложнейшая наука.
- И всё-таки, несмотря ни на что, ностальгические настроения в современном обществе сильны, как никогда. Как вы думаете, почему люди скучают по прежним временам?
- Когда открывается кафе, магазин, радиостанция, где исполняется музыка прошедших лет, это вызывает у людей определённые эмоции. Вопрос в другом: почему они возникают? Мне кажется, это естественное человеческое чувство - относиться с уважением, с теплотой к нашей истории, к тем годам, которые были совсем недавно. Мы с вами не возникли за один день. Мы - продолжение бесконечного количества поколений. И наши предки жили во времена борьбы с фашистами, с Карлом XII, нашествия Наполеона. Я с одинаковой степенью уважения отношусь и к Советскому Союзу и к Российской империи. Это всё моё: корни, история, предки, герои. И я не сомневаюсь, что подавляющее большинство населения России чувствует то же самое. Мы должны равно помнить все периоды нашей истории и равно относиться к ним с уважением.
Смотрите также:
- За здоровье! Антон Голуб о том, почему «Брянские мамонты» против алкоголя →
- И смешно, и грустно. Режиссёр Жора Крыжовников - о современных комедиях →
- Блаженны миротворцы. Кто и зачем выводит из строя «скорую помощь»? →