Мы поговорили с ними по отдельности, и убедились, что искусство уступать они освоили в совершенстве. Ведь в айкидо, как и в любви, нет победителей.
Мы с Таней познакомились осенью 1995 года на татами. Я вошёл в спортзал, увидел девушку в кимоно, и она мне сразу понравилась. Поэтому после первой же тренировки решил проводить её до дома. Так я стал провожать её каждый вечер. Была ли наша встреча судьбой? Честно говоря, я в судьбу не верю. Если два человека любят собирать осенью грибы и встречаются в лесу – то это никакая не судьба. Это их собственный выбор: собирать грибы. Поэтому и велика вероятность их встречи.
Я был счастлив, что познакомился с таким человеком, как Таня. Она всегда поддерживала меня, приободряла, помогала советом. И сейчас, когда в моей жизни возникает сложная ситуация, я могу рассчитывать на её помощь. Когда мы поженились (через четыре года), у нас ещё не было собственного жилья. Нам приходилось жить на съёмных квартирах. Это были непростые времена, остро стоял вопрос о зарабатывании денег. Ведь мы – семья, нужно было обустраивать быт. У меня тогда даже мелькали мысли: «А не сделать ли айкидо профессией?». Однако жизнь быстро показала: это невозможно – так семью не прокормишь. В итоге своё жильё у нас появилось спустя 15 лет с момента знакомства.
Мы всегда взаимодополняли друг друга. Даже в мелочах – например, в быту. Я люблю готовить, мыть посуду. По возможности стараюсь взять на себя часть домашних обязанностей, чтобы у Тани было больше свободного времени.
Кроме айкидо у нас очень много общих интересов – любим играть на гитаре, смотреть фильмы японского режиссёра Акиры Куросава, оба питаем слабость к кошкам. Кстати, с этими замечательными хищниками связана одна интересная история. Когда мы с Таней шли подавать заявление в ЗАГС, то встретили по дороге маленького чёрного котёнка. Мы его взяли к себе и назвали Ками. С японского это переводится как «дух, привидение, призрак». Позже нам принесли кошечку Кадзе – что значит «ветер». Получилось – «Камикадзе». Сейчас у нас тоже есть питомцы – кот Снежок и кошка Пушинка – им имена подбирала уже дочка Катя.
Когда-то мы даже пробовали есть палочками, готовить блюда восточной кухни, учить японский язык. Но жизнь показала, что к айкидо эти вещи не имеют никакого отношения, это просто специфика определённой культуры.
Вообще весь наш образ жизни так или иначе связан с айкидо. Нет, дома мы, конечно, в кимоно не ходим. Айкидо как искусство полностью меняет твоё мировоззрение, отношение ко многим вещам: ты по-другому наливаешь чай в чашку, закрываешь дверь, надеваешь свитер. Лично нам с Таней единоборство помогло быстрее взрослеть, становиться мудрее, оно нас сплотило. Мы одинаково смотрим на многие вещи, понимаем друг друга без слов. Вообще «быть вместе» – это, скорее, внутреннее состояние. Это не значит, стоять на кухне бок о бок и что-то готовить. Совсем не обязательно находиться рядом только физически. Можно ехать в поезде в разных вагонах, но при этом быть вместе. Ведь в итоге конечная цель – одна и та же станция.
Таня пришла в айкидо раньше меня – на год или полтора. Так же, как и я узнала от знакомых, что есть такое боевое искусство. Она очень спокойный и терпеливый человек, дисциплинированный. А изучение какого-либо предмета, в том числе и боевого искусства, предполагает способность видеть детали. Поэтому первое время, когда я только начал заниматься, она мне помогала, подтягивала, была моим учителем. Помню, мы с Таней занимались в спортзале школы гимнастики. Но вскоре народ с тренировок потихонечку разбежался – пришлось искать новый спортзал. Эта эпопея с поиском продолжалась довольно долго. С нами тогда занимались такие же увлечённые энтузиасты. Мы бегали тренироваться в лес на свежем воздухе. Все эти четыре года у нас не было постоянного преподавателя. И тогда именно Тане пришла в голову идея всерьёз заниматься айкидо и создать в Брянске профессиональную школу. Я её поддержал, и это послужило дополнительным стимулом к развитию наших отношений.
Мы перебрались в Дом спорта «Юность России» в Володарском районе, где проходят тренировки и по сей день. Раньше вели занятия вместе, в неделю было около девяти тренировок. А к 2000 году у нас уже появился профессиональный преподаватель – Юрий Игоревич Давыдов, в настоящее время у него пятый дан айкидо. Он куратор нашего клуба.
К сожалению, сейчас Таня не занимается из-за травмы колена. Конечно, я бы хотел, чтобы она, как и раньше, тренировалась вместе со мной, когда человек серьёзно чем-то занимается на протяжении 15 лет, забыть или отказаться от этого невозможно. Что касается какой-либо конкуренции на татами – этого у нас никогда не было. Я с детства не люблю соревнования, наверное, поэтому и выбрал айкидо. Думаю, Таня руководствовалась теми же соображениями, но наши отношения спорт укрепляет.
Всё началось с айкидо, я стала тренироваться на год раньше, чем Максим. Как я вообще узнала, что есть такое боевое искусство? Кто-то из знакомых рассказал – вспоминает Татьяна. Тогда боевыми искусствами занимались ещё по книгам и видеокассетам. В Брянске не было серьёзного клуба – просто секция. Мой младший брат где-то вычитал, что в айкидо не нужна сила, и, решив, что будет легко, он сказал: «Пойдём только в айкидо!». Как выяснилось, набор в секцию был ограниченным, поэтому я решила пойти занять место для брата, а потом уйти. В итоге вышло наоборот – ушёл мой брат, а осталась я.
Через год секция начала распадаться, но тут пришёл Максим. С ним мы познакомились во время тренировки, а потом стали заниматься ещё и отдельно. Это было в ноябре, 18 лет назад. Я старалась подтянуть его, помочь ему быстрее освоить технику. И вот так потихонечку мы стали больше общаться. Попутно искали хорошего преподавателя и уже позже нашли: познакомились с Юрием Игоревичем Давыдовым и с его помощью смогли серьёзно организовать занятия айкидо в Брянке. Через год после знакомства с Максимом, нет, даже через полгода, наши дружеские отношения переросли в романтические. Сложно определить так называемую «точку отсчёта» потепления отношений. Мы вместе ездили домой с тренировок – Максим, как и я, жил на втором Брянске. Вместе выгуливали собак по вечерам. Вот так дружба постепенно переросла в чувство. А потом, через три года, мы поженились – в 1999 году. После свадьбы пришлось жить в общежитии, потом – на съёмных квартирах...
Со стороны кажется, что совмещать айкидо и семейную жизнь очень сложно. Вовсе нет! На самом деле гораздо сложнее совмещать его с графиком работы. Айкидо позволяет отдохнуть от жизненной рутины, служит эмоциональной разрядкой. Это наше главное увлечение с Максимом. Раньше мы интересовались и самой японской культурой: читали, старались побольше о ней узнать. Как-то я даже купила кулинарную книгу восточных блюд, но так и не рискнула ничего приготовить. Ещё одно наше семейное увлечение – кошки. У нас всякая живность в почёте! Сейчас помимо кошек с нами живут и ящерица, и хомяк – все, кого принесёт дочка.
Из наших ближайших планов на будущее – совместное вождение автомобиля (как и полагается, семейный автомобиль украшен логотипом «айкидо» - Прим. ред.). Права у Максима есть, но он уже давно не садился за руль. Буду помогать ему вспоминать азы, как в прежние времена.
Со временем айкидо по-настоящему объединило нас. За столько лет семейной жизни мы не только не конкурировали, но даже попросту и не думали об этом. Айкидо вообще исключает соревнования. Твой главный соперник – это ты сам. Хотя поначалу мы и любили побаловаться – кто кого. Но это быстро прекратилось, потому что, как правило, – никто никого.
Это боевое искусство полностью меняет твоё мировоззрение, делает жизнь быстрой и интересной. Мы с Максимом надеемся, что однажды наша дочь Катя тоже захочет стать на этот путь.