В пятницу 15 декабря стало известно, что Брянский областной суд выпустил из-под ареста отца девочки, стрелявшей по одноклассникам, — Дмитрия Афанаскина, а также смягчил меру пресечения остальным трем фигурантам уголовного дела.
Какие новые детали о трагедии появились, обобщил bryansk.aif.ru.
Из СИЗО — домой
15 декабря Брянский областной суд отпустил из-под стражи Дмитрия Афанаскина — отца стрелявшей по одноклассникам девочки. Напомним, ему вменяли небрежное хранение с оружием и даже доведение до самоубийства. Сам он свою вину не признавал.
«Оно основано на дневнике моей дочери Алины, который был опубликован в сети Интернет. Но я считаю, что она не могла написать этого. Кто-то завладел аккаунтом моей дочери и написал там всё это от её имени. В этом тексте очень много странного, словно его писал взрослый человек, а не девочка-подросток. Я очень люблю своих детей и никогда не оказывал на них никакого давления», — говорил неделю назад убитый горем отец в своём заключительном слове. Возможно, защитникам Афанаскина в суде удалось это доказать и родителя 15 декабря выпустили из СИЗО.
Как стало известно «АиФ-Брянск», заседание прошло в закрытом режиме. К каким доводам апеллировали Афанаскин и его защитник, а также прокуратура, не сообщается, но жалобы были удовлетворены частично. Мужчине предписан запрет определенных действий. А именно: запрет общаться с участникам судопроизводства по этому уголовному делу (за исключением близких родственников, следователя, сотрудников контролирующего органа, его защитников). Также ему запрещено пользоваться средствами связи, (телефонами, электронной почтой, Интернетом), «по обстоятельствам, касающимся расследования настоящего уголовного дела», за исключением общения с контролирующим органом, защитниками, следователем, а также с лечащими врачами по вопросам, касающимся его лечения и обеспечения жизни его семьи. О каждом таком звонке обвиняемый Афанаскин должен информировать контролирующий орган (уголовно-исполнительная инспекция при УФСИН — Прим. ред). Запреты действуют до отмены или изменения этой меры пресечения, сообщили «АиФ-Брянск» в областном суде.
Также выпущен под залог в 1,5 млн руб. директор охранного агентства Сергей Поддубный (его ЧОП охраняло школу). Сотрудница ЧОП Галина Черткова, беспрепяственно пропустившая 7 декабря Алину в школу, из СИЗО переведена под домашний арест. Также смягчена мера пресечения зам.директора школы Ларисе Католиковой, обвиняемой в халатности, - с домашнего ареста на запрет определенных действий. Сама она страдает онкологическим заболеванием, а ее младший сын сын сейчас служит в зоне СВО. Своей вины она не признала, как и другие фигуранты.
Хронология трагедии и новые детали
Напомним, стрельба в брянской гимназии № 5 произошла 7 декабря. На урок биологии 14‑летняя ученица Алина опоздала минут на десять, зашла с отцовским дробовиком наперевес и начала палить по одноклассникам. Погибла школьница Маша, ранены пять детей. Об их состоянии спустя неделю не сообщается, эта информация находится введении Минздрава РФ.
Тем временем на днях появилась видеозапись, как девочка идет в школу в день трагедии вместе с сестрой-близнецом и несет в руках нечто тяжелое, попеременно меняя руки. Изначально сообщалось, что ружье девочка пронесла в тубусе, но судя по видео, торчавшую верхушку «Бекаса» она обернула простой бумагой-миллиметровкой.
Возможные причины
Главная версия, которая выдвигалась сразу, правда, неофициально, — девочка поквиталась с одноклассниками за то, что те её травили. Этого не исключила и бабушка девятиклассника из той же пятой гимназии. Она рассказала нам, что микроклимат там был нездоровый. Буквально в прошлом году одна девочка-отличница была вынуждена перевестись в другую школу, потому что в этой сверстники не давали ей жизни. То же говорит и тётя погибшей Маши Марина.
«Мой ребёнок тоже учился в 5‑й гимназии. Но это учреждение слишком пафосное, и родители там такие же, поэтому мы перевелись в другую школу, хотя и подальше», — рассказала она корреспонденту «АиФ-Брянск».
Алина якобы отличалась от других детей — не тусовалась и не зависала в соцсетях. За это, мол, над «белой вороной» и могли издеваться дети.
У учителей претензий к учёбе и поведению Алины не было, хотя она, говорят, была очень закрытым ребёнком. Необщительной называют и Дашу — сестру-близнеца Алины. Они одевались одинаково и всегда ходили в школу вместе. Тот день не стал исключением. Однако на биологию Даша пришла без опоздания — была уже в классе, когда в него зашла с оружием Алина.
Семью Алины и Даши соседи называют вполне нормальной. Родители возили близняшек на отдых в Турцию. Их мама — завхоз в суде, а отец, бывший военный, охранник в частном предприятии. На замкнутость девочек соседи внимания не обращали, не видели в этом ничего странного — дети же разные, есть и более скромные. Но интроверты, говорят психологи, сложнее преодолевают трудности, потому что не могут ими поделиться с подругами или родителями. А проблемы были — классный руководитель вспомнила, что год назад у Алины был конфликт с одноклассницей, но после разговора с девочками напряжение между ними якобы спало и сошло на нет.
Хотя странности в поведении Алины классный руководитель еще раньше — состояние школьницы она описала словами «ни жива ни мертва». А в четверг, в день своей гибели, Алина отказалась дома от завтрака и перед выходом сказала маме: «Не вой». Смысл женщина вскоре поняла...
У отца девочек накануне трагедии был день рождения — ему исполнилось 53 года. Не исключено, что этим и воспользовалась Алина, чтобы стащить ключ от сейфа и забрать оттуда отцовское ружьё и нож. Хотя соседи говорят, что никаких шумных гулянок по случаю праздника семья не устраивала. Близняшки подарили папе подарки, и ничего, казалось, не предвещало беды.
Дмитрий Афанаскин не понимает, как его дочь могла совершить такой поступок. По его версии, Алиной кто-то психологически манипулировал.
«Как можно одного ребёнка любить, а второго ненавидеть?! Я этого не понимаю. Не было никакого насилия или предвзятого отношения к детям с моей стороны. Если покупали скейт или кроссовки, то всем. Последний год её поведение сильно изменилось, она вела себя как зомбированная, я говорил, что нужно обратиться к врачам, принять меры. Дочь постоянно хлопала дверьми, я просто боялся к ней подходить», — сообщил мужчина в суде. К слову, перед трагедией отец Алины пытался продать ружьё — выставил на сайт с объявлениями за 8,5 тысячи рублей. Но не успел.
Кстати, мама погибшей Маши рассказала, что две недели назад появился некий чат, транслировавший опасную и вредную информацию, и было решено поговорить с детьми об этом. Но так и не собрались...
Тогда Алину, как и других учеников гимназии, говорят учителя, проверили психологи на предмет суицидальных наклонностей и состояние одиночества. Но девочка успешно прошла тест, поэтому с ней не проводили никаких дополнительных бесед. Но, как видим, тревожные звоночки были задолго до случившегося.
«Основной посыл родителям — не надейтесь на учителей и завучей. У них у всех есть свои дети и свои заботы. Если вы подмечаете, что с ребёнком происходит что-то странное, надо бить тревогу, дойти до классного руководителя, до директора. Пусть вы лучше прослывёте слишком тревожным человеком, чем ситуация выйдет из-под контроля. Особенно, если речь идёт о суицидальных мыслях, разговорах, — комментирует психолог Лариса Захарова. Она советует больше общаться с ребёнком. И не об оценках в школе и достижениях, а о его друзьях, увлечениях. Обо всём.
«Ребёнок сам вам расскажет, что его тревожит. Если с ребёнком что-то происходит, это не значит, что только школа виновата. Виноваты все, в первую очередь родители. Не надо обвинять педагогов, основная ответственность лежит на матери и отце», — считает она.
Последовавшие задержания
Гимназию № 5 в Брянске возглавляет 52‑летняя Галина Сауткина — почётный работник общего образования РФ. Её допросили и отпустили.
Как сообщила прокуратура Брянской области, ученица 8-го класса смогла пронести в гимназию огнестрельное оружие, потому что утром 7 декабря в образовательной организации убрали от входа стационарный металлодетектор. Как писали некоторые телеграм-каналы, потому что учебное заведение оформляли к Новому году. В связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами гимназии своих обязанностей возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность). Но задержали по этой статье заместителя директора гимназии Ларису Католикову.
Гендиректора частного охранного предприятия «Агентство Эскалибур», обслуживавшего гимназию, подозревают в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 3 ст. 238 УК РФ). Предварительно, Сергей Поддубный не обеспечил охрану помещений, потому восьмиклассница смогла пронести охотничье ружьё.
По некоторым данным, контракт на охрану пятой гимназии истёк в конце ноября, а возобновить его собирались в январе. Хотя пресс-служба Брянской горадминистрации сообщила, что гимназия, как и другие школы Брянска, охранялась сотрудниками ЧОП.
В гимназии действительно была охранница. Ей инкриминируют ту же статью, что и Поддубному, оказание небезопасных услуг. Следователи полагают, что Галина Черткова сидела на входе, но не остановила и не проверила девочку, которая принесла с собой оружие.
Тем временем, школа пока закрыта для учащихся, решается вопрос о дистанционном обучении, а в классе биологии идет ремонт, — сообщили «АиФ-Брянск» в городской администрации. Почему за неделю не был организован учебный процесс для детей, так и остается непонятным.
С двумя девочками простились
Убитую Машу и Алину похоронили в один день — в субботу, 9 декабря, но на разных кладбищах. Одноклассницы хорошо общались — в прошлом году ходили на дни рождения друг к другу. В этом Маша, которой 27 декабря должно было исполниться 15 лет, тоже собиралась пригласить Алину.
Маша росла в верующей семье и мечтала стать врачом, чтобы помогать людям. В день похорон десятки человек с цветами и мягкими игрушками пришли к её подъезду. Машу вынесли в белом гробу.
Алину же отвезли на погост в посёлок Нетьинки, где с ней без лишнего шума простились только самые близкие.