Кто пан, а кто пропал. ЕГЭ: чёрный июнь или дорога в светлое будущее?

Виталий Аньков / РИА Новости

Скандалов, связанных с нарушениями процедуры экзамена, в прошлом году в нашем регионе было немало. По словам Сергея Малинникова, ответственного секретаря приёмной комис­сии БГУ им. И. Г. Петровского, прошлогодний скандал, когда в Интернете были выложены готовые ответы, ещё не успели забыть. В 2013-м это позволило абитуриентам воспользовать­ся решёнными вариантами по математике, русскому языку и многим другим предметами. Как результат - наш регион приобрёл невероятное количество стобал­льников (к примеру, аж 64 гения по русскому языку и 113 - по хи­мии) и место в чёрном списке Рособрнадзора. Но вузы и шко­лы в этом не виноваты, считает Сергей Малинников. Просто на каком-то этапе произошла утечка информации. Впрочем, эта ситу­ация была типичной для многих других регионов.

   
   

Неудивительно, что Рособрнадзор, вооружившись бессмертным девизом Станис­лавского «Не верю!», устроил закрытые выборочные провер­ки. Как оказалось, не зря: почти половина отличных результатов по ЕГЭ-2013 была завышена. На карандаш попали 18 регионов, в том числе Брянская область. Информационная служба Рособрнадзора сообщила, что за этот период было выявлено более 2000 нарушений. А это в полтора раза больше, чем в 2012 году. Среди самых типичных - «классика»: мобильные телефоны, шпаргалки и уже упомянутые выше готовые ответы, выложенные на сайтах накануне «судного дня». Кроме того, в 2013 году были зафиксиро­ваны и многочисленные наруше­ния правил проведения экзамена самими организаторами.

Головы с плеч, конечно, в на­шем регионе полетели - от зани­маемых должностей освободили Валентину Павлючкову, ди­ректора центра оценки качества образования в Брянской области, и Сергея Брылева, замдирек­тора регионального департамента образования. Но найти крайних проще всего, а вот решить про­блему…

Справка АиФ
В этом году для проведения ЕГЭ на территории Брянской области было оборудовано 58 пунктов, один из них - на дому. В пунктах проведения экзаменов - 611 аудиторий. Аккредитовано 885 наблюдателей - представителей общественности, которые работали не только в самих аудиториях, но и за их пределами. Во время проведения экзаменов в Брянской области присутствовали 66 федеральных наблюдателей.

Самая нервная пора - время выпускных экзаменов - уже по­зади. В Китае, например, этот период называют чёрным июнем - из-за стрессов и панического ожидания результатов экзаменов. Нередки в этой стране и случаи самоубийств среди выпускни­ков, не выдерживающих напря­жения.

Для нашего региона это, пока, к счастью, не типично. Контроль в этом году по Брянской области действительно ужесточили, да и сама процедура экзамена ста­ла намного серьёзнее. Помимо общественных наблюдателей, пригласили и федеральных, сре­ди которых были студенты из разных областей: участники дви­жения «Российская ассоциация студентов по развитию науки и образования» (РАСНО) «За чес­тный ЕГЭ» и три федеральных инспектора.

Новшеством этого года стало и то, что по решению Рособрнадзо­ра экзаменационные материалы сразу были доставлены в пункты проведения экзамена, а не в об­ластной центр обработки инфор­мации, как в предыдущие годы. Более того, после окончания эк­замена государственная комис­сия отвозила в Центр оценки ка­чества образования протоколы о выявленных нарушениях. Вы­ходит, заявленный девиз «Про­зрачность» выполнен? Отзывы федеральных наблюдателей на официальном сайте РАСНО не могут не радовать.

   
   

«Делегация от Тамбовской области в сборе, и мы вновь вы­ехали в славный Брянск - Город воинской и партизанской славы! Контролировать сдачу экзамена по русскому языку мне выпало в МБОУ СОШ № 12 им. А. И. Ви­ноградова. При мне достали КИМыи сопутствующий мате­риал из сейфа, совместно разнес­ли их по аудиториям. Началась обычная работа наблюдателя: об­ход аудиторий, здания, контроль в группах и т. д. По окончании экзамена было безумно приятно напротив графы «Нарушения» поставить «нет», потому что все правда было идеально!» - пишет Наталия Обидина, федераль­ный наблюдатель из Тамбова.

Кто учил, тот не боится.  Фото: АиФ / Ксения Железнова

И всё же можно ли считать малое количество стобалльников показателем честной сдачи экза­менов? Обратимся к статистике. В прошлом году в нашем регионе экзамены сдавали 7460 школьни­ков, в этом - 6967. Это меньше почти на 500 человек. Вот и выхо­дит, что умеренно-высокие пока­затели могут быть связаны вовсе не с девизом «Прозрачность»… И классическая бумажная шпаргал­ка пока что непобедима.

Вместе с ужесточением конт­роля ЕГЭ-2014 принесло школь­никам и другие новшества: сни­жение порогового значения по обязательным предметам. Что это - вынужденная необходимость или невидимая рука помощи?

- Если бы не снизили этот порог, то многие ребята не полу­чили бы аттестат. Не прошли бы установленные министерством границы, - считает ВалентинаХалявина, директор Локотской СОШ № 3.

Такой ответ оптимизма не прибавляет. Может, проблема всё-таки не в слабом или жёст­ком контроле, а в самой структуре экзамена?

По словам Валентины Халя­виной, нужна альтернатива для тех ребят, которые не поступают в вузы. Можно ввести вариант комбинированного экзамена. Тем, кому нужен только аттес­тат, стоит сдавать традиционный экзамен.

Неужели сегодня прошлая система образования - качест­венная, стабильная - уже уходит в историю?

- ЕГЭ не заменит традицион­ного экзамена, который важен в первую очередь для тех, кто пре­тендует поступать на педагоги­ческие направления, - убеждён Сергей Малинников. - Нашим экзаменаторам принципиально важно вживую общаться с абиту­риентами. Только так можно про­верить, насколько глубоки их зна­ния и обладают ли они важными психологическими качествами, например такими, как коммуни­кабельность. Студенты, успешно сдавшие ЕГЭ, далеко не всег­да обладают глубоким знанием предмета. Всё, что остаётся вузам, - вводить собственные дополни­тельные испытания (кстати, это право есть не у всех) и тщательно проверять результаты абитуриен­тов, особенно стобалльников.

Смотрите также: