Из-за санкций крупнейшие киностудии ушли из России, а местные кинопрокатчики перестали баловать брянского зрителя западными новинками. Прогнозы на будущее самые противоречивые. Одни говорят, что после ухода Голливуда половина кинозалов вынуждена будет закрыться из-за нехватки фильмов. Другие рассчитывают на поставщиков из дружественных нам стран.
Пока зарубежные киностудии подсчитывают убытки, наши кинотеатры перепрофилировали свою работу, вернув в прокат кинохиты прошлых лет как отечественного, так и импортного производства. Но можно ли на них заработать и удержат ли они зрителя?
Никаких блокбастеров
В Брянске за последние два года количество кинотеатров заметно сократилось. Почти одновременно с рынка развлечений ушли сразу три крупных игрока: один по причине закрытия ТРЦ, второй отозвал франшизу, но был заменён за местный аналог, третий оказался не у дел из-за малочисленных премьер и небольших залов.
«У нас в городе полноценно работают четыре кинотеатра, из которых только два востребованы у горожан, - считает брянский киноман и бывший кинопрокатчик Андрей Сидоров. - Для нашего города этого вполне достаточно, особенно теперь, когда в прокате превалируют отечественные фильмы».
Афиши брянских кинотеатров действительно стали намного скромнее, зато разнообразнее. Если раньше, к примеру, репертуар везде был один и тот же, менялось только время и цены на билеты, то сейчас кинотеатры стали более избирательны к фильмам и вернули в прокат бессмертную классику. Так, к примеру, местная киносеть реанимировала культовую драму 1975 года с Джеком Николсоном в главной роли «Пролетая над гнездом кукушки» по одноимённому роману Кена Кизи (18+). А единственный в городе государственный кинотеатр «Победа» сделал акцент на отечественных кинолентах о войне, разбавив их семейными кинокомедиями, разумеется, нашими.
«Конкурировать между собой стало легче, - говорит один из представителей кинотеатра. - Раньше у всех примерно одинаковый репертуар был, привязанный к зарубежным премьерам. Сейчас каждый выживает как может. Кто-то спектакли онлайн транслирует, кто-то отечественные блок-бастеры прошлых лет пускает в ход. Почти у всех остались комедии, мультфильмы. На них хорошо идут семьями. Вроде бы у кинотеатров появилась возможность показывать другое, более качественное кино, которое долго время находилось в тени из-за громких распиаренных премьер. Так мы сможем формировать вкусы зрителей, а не только кормить их западными боевиками. Но будет ли на это спрос и как долго мы протянем без коммерческого кино и вообще без какой-либо финансовой поддержки?».
Смотрим наше?
«Лето для киноиндустрии - время всегда провальное, - говорит ещё один брянский прокатчик, - у людей сейчас другие развлечения. Даже крупные кинокомпании с июня по август ничего многообещающего в прокат не выпускают, а занимаются работой над новыми лентами. Сейчас как-нибудь протянем, а осенью станет ясно - в каком направлении двигаться дальше».
А вот представители отечественной киноиндустрии не разделяют такого оптимизма. По мнению актрисы, режиссёра, организатора кинофестивалей, создателя и ведущей единственного в Брянске молодёжного киноклуба Ольги Дунаевой, предпосылок для импортозамещения в кино нет, потому что мы были к этому абсолютно не готовы.
«У нас в стране доля отечественных фильмов в прокате составляла 20%, соответственно ещё 80% мы заместить не можем, - говорит она. - Половина кинотеатров могут закрыться в ближайшие два-три месяца именно из-за отсутствия фильмов. Поэтому сейчас кинотеатры требует государственной поддержки, иначе бизнес умрёт, а люди останутся без работы».
Дальше стал другой вопрос: если у нас и раньше плохо продавались отечественные фильмы, в которых не было большой доли рекламного бюджета, то как их продвигать теперь без этой рекламы?
«Те самые 80% зарубежного кинопроката всё-таки обеспечивали финансирование, - продолжает Дунаева. - За счёт бюджета голливудских и других иностранных фильмов, которые вкладывались в рекламу по всему миру, а наши просто продавали билеты, окупали весь остальной прокат, который был убыточен. Сейчас окупать всё это будет нечем, потому что дохода от зарубежных фильмов не будет, а Китай и Южная Корея эту нишу не заменят в силу специфики азиатской киноиндустрии».
Занавес для индустрии?
Сейчас в прокат выходят фильмы, которые должны были показывать в 2020-2021 годах, но из-за пандемии не выпускали. Они и составляют основной репертуар. Что будет в следующем году без должной поддержки киноиндустрии, неизвестно. Масла в огонь оставшимся в бизнесе кинопрокатчикам подливает и рост числа платформ с подписками, а также онлайн кинотеатры. Их число заметно выросло за время пандемии. Те ленты, которые доступны в Сети, кинопрокатчику уже неинтересны.
Есть ещё одна обратная сторона санкций - техническая.
«Как делать фильмы, если мы останемся без камер, света и, главное, без монтажа программ? - вопрошает Ольга Дунаева. - То есть нам не на чем будет монтировать кино, не на чем будет его прокатывать, потому что нам запретили продавать сменные лампы для кинопроекторов».
Что касается финансирования, то никто пока не анонсировал увеличение бюджета нашего кинематографа. Более того, он снизится, потому что часть наших фильмов делали компании-дистрибьюторы. Они зарабатывали деньги на прокате зарубежных фильмов и дохода от этой деятельности.
«Можно показывать документальное кино, и это будет правильно, зрителя тоже надо растить, но, как показывает практика, это нерентабельно. Да и те кинематографисты, которые снимали независимые фильмы на свои деньги, тоже уходят. Многие уже жалуются на отсутствие работы и средств к существованию», - резюмировала режиссёр.