К 100-летию плана ГОЭЛРО. Брянская ГРЭС. Преодоление преград

Четвёртая статья. Первая («Брянская ГРЭС. У истоков электрификации») опубликована здесь. Вторую («Брянская ГРЭС - Опытная станция по сжиганию фрезерного торфа») можно прочитать здесь. Третья («Задержка на старте строительства») находится здесь.

   
   
 

Цель - досрочный пуск станции

Апрельским Постановлением Совета труда и обороны СССР 1928 года пуск Брянской ГРЭС был намечен на конец 1930 года. Но из-за прекращения финансирования и приостановки работ, что случилось в связи с несогласованностью действий в подразделениях ВСНХ СССР, эти сроки были сдвинуты на год. Кроме того, на темпах работ сказались трудности, возникающие в ходе строительства в 1929-м и начале 1930-го годов.

В октябре 1930 года в «Брянском рабочем» появилась статья, в которой говорилось, что партийные и общественные организации БРЭС добились сокращения срока пуска станции и она должна вступить в строй в июле 1931 года, то есть на полгода раньше намеченного срока.

И это несмотря на то, что продолжающиеся перебои в поставке материалов и оборудования по-прежнему составляли самую больную проблему строительства, значительно тормозившую ход работ. Областная газета с начала строительства пестрит материалами на эту тему. Вот только одна из многочисленных заметок: «Со снабжением БРЭС тревожно». В ней говорится о том, что за истекшую пятидневку по вине железнодорожников, не подавших для загрузки вагоны, на строительство не поступало ни кирпича, ни цемента. По этой же причине вместо 30 тонн арматурного железа было поставлено лишь 2 тонны, которые пришлось завозить из Бежицы на лошадях. Но строители не ограничиваются призывами о помощи. Постоянно проводятся выезды специальных бригад, которые на месте организуют поступление материалов на БРЭС.

Однако плохое снабжение не сводится исключительно к внешним факторам. «Брянский рабочий» отмечает, что «материалов не хватает и потому, что снабженцы подали приуменьшенные заявки». По этой причине из-за недостатка цемента и гравия приостановились важнейшие работы - бетонирование фундаментов под котлы и турбогенераторы.

Преграды на пути к цели

Постоянно в зоне внимания руководства - вопросы дисциплины, качества работ и быта строителей. С дисциплиной на строительстве немало проблем. Больше всего прогулов случается в дни религиозных праздников, что особенно раздражает общественность. Так, на Рождество 1931 года почти все рабочие разъехались по домам, и работы замерли на три дня. А на Пасху в этом же году случилось 400 прогулов.

Идеологическая работа главным образом направлена была на увеличение отдачи рабочих коллективов, однако была у неё и другая задача. Людям, не жалеющим сил на строительстве станции, требовалось объяснить, почему, несмотря на все усилия, желаемый результат достигнуть не удаётся. Почему то и дело на стройке возникают «прорывы». Объяснение это было спущено «сверху» и характеризовалось кратким определением - «вредительство». Под него подпадало всё: некомпетентность и нерасторопность руководителей, разгильдяйство и неизбежные ошибки, которые возникают в любом новом деле.

   
   
 

В июле 1930 года в партийной печати началась массированная критика начальствующих лиц БРЭС. Вот выдержка из такой статьи: «БРЭС, не успев родиться, заболела. Её тело покрылось пятнами безответственности чиновнического благополучия, под ехидные смешки вредителей».

В середине октября того же года появляется заметка под названием «Виновных в срыве строительства - к суровой ответственности!», в которой содержалось требование к следственным органам провести «расследование и привлечение к ответственности виновных». Такие жёсткие формулировки ранее по отношению к БРЭС в газете не использовались. Из статьи становится ясно, что накануне на станции произошла очередная смена руководства. (Всего за время строительства - как мы узнаём из июльского 1931 года Постановления Комиссии СНК СССР - сменилось СЕМЬ начальников БРЭС!).

Новое руководство строительства делает отчаянную попытку наверстать упущенное. Чтобы всколыхнуть энтузиазм строителей, принято решение включиться во Всесоюзный конкурс на лучшее предприятие. На строительстве создаётся контрольный пост, который следит за выполнением взятых обязательств, сигнализирует об отставании. Бригады на всех участках принимают встречные планы, устанавливающие более жёсткие сроки «выполнения заданий всех работ на всех объектах», «сквозные бригады» собирают рационализаторские предложения.

Все эти инициативы популяризируются и широко освещаются в печати, радио и стенной газете. «Рабкоровское движение на подъёме», - сообщается в заметке, вышедшей 1 ноября 1930 года. «Те безобразия, которые ещё недавно имели место, - не упускает возможности обвинить смещённое руководство автор, - ныне не наблюдаются». Из сказанного следует, что смена власти избавила строительство от недостатков, а может быть, и злоупотреблений, которые тормозили ударные темпы работы. Но, оказывается, нет.

Как сообщается 30 января 1931 года в заметке «Первый квартал под угрозой срыва», задание первого квартала не выполняется. Причиной тому - «бесплановость, бесконтрольность, большой процент прогулов, недостаточно хорошая работа по соревнованию и ударничеству». Формулировки пока относительно мягкие, хотя в них уже слышится скрытая угроза в адрес нового руководства.

В заметке говорится, что во второй декаде января не велось строительство главного здания, из-за отсутствия арматурного железа остановилась заливка фундаментов под котлы, замерли работы на монтаже торфоподачи. На возведении второй очереди станции положение ещё хуже: из отпущенных на первый квартал 200 тысяч рублей израсходованы лишь 12 тысяч. Здесь остро не хватает чернорабочих, бетонщиков, плотников.

В январе не готов к работе подъёмный кран, хотя ещё в октябре 1930 года следовало приступать к монтажу оборудования. Не будет готов кран и через полтора месяца: в публикации от 14 марта сообщается, что представитель БРЭС выехал на «Красный Профинтерн» за тележкой для крана, «без которого никак не могут начать монтаж оборудования».

 

Справка
Почти 100 лет назад, 22 декабря 1920 года, на YIII Всесоюзном Съезде Советов был утверждён план ГОЭЛРО, по которому в течение 10-15 лет намечалось построить 30 районных электростанций. ГОЭЛРО - Государственная комиссия по электрификации России - орган, созданный 21 февраля 1920 года для разработки проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 года. Аббревиатура часто расшифровывается также как Государственный план электрификации России, то есть продукт комиссии ГОЭЛРО, ставший первым перспективным планом развития экономики, принятым и реализованным в России после революции. Одним из пунктов документа было строительство Брянской ГРЭС К столетию плана ГОЭЛРО филиал «Россети Центр Брянскэнерго» провёл большую работу по восстановлению исторических событий, предшествующих электрификации Брянской области. Сотрудники собирали информацию по крупицам: обращались к документам, которые передали в филиал родственники энергетиков, работавших в энергетической отрасли региона, изучили немало исторических документов, хранящихся в Государственном архиве Брянской области: справки, отчёты, газетная хроника в период строительства станции - в 1927 - 1931 годах, фотоматериалы. Благодаря кропотливому труду удалось восстановить историческую картину развития энергосистемы Брянской области. Эксклюзивные данные, приведённые в публикуемых материалах, по большей части впервые предоставляются для ознакомления широкой общественности.