Жалобщик беспощадный Есть ли защита от сутяг?

   
   

Воруя время

Даже если требование жалобщика незаконно, его всё равно вынуждены принять к рассмотрению, изучить дело и дать официальный ответ. Недавно в управление Роспотребнадзора по Брянской области поступило "интересное" письмо. Адресат требовал навестить его на дому и проверить, откуда в его квартире берутся... ультрафиолетовые лучи. В другом обращении говорилось, что жители видели неизвестный подозрительный предмет на крыше соседнего дома. Иногда сообщают об "установленных на крыше вражьих пулемётах и миномётах".

Есть заявление - есть работа. Пришлось выехать на место, проверить, убедиться в отсутствии лучей, миномётов, летающих тарелок. И написать исчерпывающий ответ. Однако через некоторое время от этих же людей приходят другие, ещё более безумные обращения. Завидев знакомый почерк, сотрудники управления чуть ли не в обмороки падают.

Судье Бежицкого районного суда Анатолию Иванову сутяги тоже знакомы. Одно время в Бежицкий суд обращались двое мужчин, живших на противоположных сторонах улицы. Один из них оскорбил другого. Пока суд да дело, один из соседей умер. Но... его дело продолжили две родные сестры.

"Если по уголовным делам бесконечные тяжбы встречаются редко, - констатирует Анатолий Михайлович, - то по гражданским они идут одно за другим. Могут судиться, к примеру, из-за капель дождя, падающих с соседского карниза на огород жалобщика".

Анатолий Михайлович вспоминает, как один из брянских "судебных завсегдатаев" более 10 лет судился со всеми учреждениями, где прежде работал. Требовал доплаты за квалификацию, которой у него не было. Но его логика была непоколебима: "Мало ли что у них образование, а у меня нет! Всем выплачивают, и мне должны!" Гражданин обошёл все районные суды и даже до верховного добрался.

Ни копейки не отсудил, а чужого времени украл на миллион.

Такие ходят по всем инстанциям, пишут несуразицу и воруют время. Иногда по заявлению ясно, что кляузник не вполне адекватен, но пока он не признан невменяемым, приходится принимать его заявления.

Виновата ль луна?

О том, что сутяжничество всё же болезнь, говорит и увеличение количества жалоб в полнолуние. Многие судьи даже научились определять даты визитов привычных "гостей" по лунному календарю. И рассмотрение дела по существу здесь не поможет, продолжения процесса не миновать. Судебнозависимые беспощадно чеканят: "Открылись дополнительные обстоятельства. С крыши соседского сарая упало не сто капель дождя, а двести!" И бессмысленная тяжба продолжается.

Цепочка жалоб не прерывается. Не наказали соседа? Жалуемся на администрацию. Не наказали районного чиновника? Пишем в область. "Я до президента дойду!", - типичная фразочка сутяг.

У психиатров есть даже специальные термины - бред кверулянтов, сутяжное помешательство. Болезнь эта часто развивается у лиц неуживчивых.

С детства любое общение у них выливалось в ссоры. Позже начинаются ссоры с коллегами по ничтожнейшему поводу, жалобы и донесения. Но жалоб оказывается мало, и начинаются суды. Процесс проигран? Тогда идёт жалоба на судей.

Если сутягу признают больным и отправят на лечение в стационар, то начнутся беспрестанные жалобы на других больных, на докторов, на плохое питание, на дурной воздух, словом, на всё что придётся.

Не с топором,

так с кляузой

Игнорировать шквал диковато-странных жалоб и избавиться от многолетних тяжб с безумным соседом можно только в одном случае: если его признают невменяемым.

Как этого добиться, рассказал нам врач-психиатр Александр Черков: "Рекомендовать провести психическое амбулаторное или стационарное освидетельствование имеют право те, кто испытывает дискомфорт от жалобщиков.Они обращаются в суд, который при необходимости и выносит решение о прохождении психиатрического освидетельствования. На основании заключения экспертов суд может признать человека недееспособным".

Закон "О психиатрической помощи и гарантии прав гражданам при её оказании" предусматривает принудительное, то есть недобровольное психиатрическое освидетельствование.

Но оно возможно только в трёх случаях: если человек опасен для себя или окружающих, если он беспомощен или если без психиатрической помощи существенного вреда его здоровью не избежать. Но если сутяга не представляет непосредственной опасности для себя и окружающих, принудительно его обследовать нельзя. Получается, что от сумасшедшего с топором защититься можно, а от больного с кляузой - нет...

Смотрите также: