"Авось", "небось" и "как-нибудь" брянских покупателей

   
   

- Есть изменения, касающиеся потребительского кредитования. Интересны они для простых граждан, - так начал беседу Александр Борисов. - Раньше человек приходил в банк за кредитом. Получал несколько листочков с мелким шрифтом. Уходил, так и не зная настоящих размеров кредита. Сейчас потребитель должен получить информацию от банка, сколько же он заплатит в итоге за кредит с учетом всех надбавок, и график погашения задолженностей. А то бывает, кредит потребитель выплатит, да "забудут" ему сообщить, что ещё начислялись проценты за обслуживание.

- А как же быть с обещаниями крупных магазинов по продаже бытовой техники о беспроцентном кредите. Их брошюры продолжают рекламировать товар, обещая дешёвые кредиты. Конечная сумма кредита в них не указывается.

- Это нарушение Закона "О рекламе". Этим занимаются другие службы. К сожалению, реклама не является публичной офертой. Поэтому покупателя должен интересовать ценник в магазине, а не реклама.

- Далее в законе идёт статья о необходимости полноты информации об изготовителе. Насколько это важно для потребителя?

- Это важно хотя бы потому, что тогда бытовая техника - телевизор, сотовый телефон, холодильник - проходит срок службы, продавец больше вас не обслуживает, а местоположение изготовителя указано не было. Хотя у покупателя есть право обращения к производителю. Не в сервис, за свой счёт ремонтировать, а потребовать компенсации. Сейчас на территории Брянска у процентов 90 товаров адрес производителя есть, по игрушкам меньше - около 50 процентов. Не просто made in Chiha, а город Пекин, улица такая-то, дом N  такой-то.

- Таким образом, если товар вышел из годности по вине производителя, покупатель защищён законом. А если неясно, кто виноват в поломке?

- Если есть разногласия между покупателем и продавцом, то проводится независимая экспертиза. Во время гарантийного срока продающей стороной, после - покупающей. Сейчас в законе потребителю "разрешили" присутствовать на экспертизе. Но сразу возникает технический вопрос: что значит присутствовать на экспертизе? Сложные экспертизы требуют особых условий, стерильности, на них не допускаются зрители.

- Изменения коснулись и товаров ненадлежащего качества. Что принципиально изменилось для потребителей в этих статьях?

- Изменилось само название статьи 18: "Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков". Если раньше срок ремонта не регламентировался и позволял нерадивым продавцам держать у себя товар и месяц, и два, и три на ремонте, то теперь всё изменилось.

- Другое новшество касалось технически сложных вопросов. К ним помимо автотранспортных средств, мотоциклов, яхт относятся холодильники, морозильники, стиральные машины и компьютеры.

- Раньше потребитель мог обменять товар только в случае обнаружения существенных недостатков. А сейчас в течение 15 дней - при любом недостатке: не подошёл цвет, размер, материал.

- А для покупателей автомобилей, помимо буквенных изменений, на практике процесс приобретения и обслуживания чем-то изменится?

- Нет. Потому что потребитель изначально имел право вернуть автомобиль с незакрывающейся дверью продавцу. Но потребителю сейчас сложнее станет. После 15 дней возможного обмена и возврата товара при обнаружении любого недостатка вернуть или обменять товар технически сложный можно будет только при обнаружении существенных недостатков. А раньше можно было вернуть товар при любом недостатке в течение всего срока службы. Права потребителей ущемили.

- Отдельно выделены в законе дистанционные продажи. Ранее их путали с продажей по образцам. Как именно повлияет это на брянских потребителей?

- Я думаю, что дистанционные продажи для Брянска вообще редкость. На периферии эта отрасль не развита. Для тех, кто заказывает что-либо в Интернете, через телефон, можно посоветовать убедиться в физическом существовании продавца. Однако номера телефона, тем более мобильного, недостаточно. Нужно знать адрес, городской номер телефона.

Смотрите также: