Для Минска библиотека - как для Брянска памятник Тютчеву

   
   

(Продолжение. Начало N 44 (262)).

"Наша любимая маци радзимая, вечна жыви и квитней, Беларусь!" Гимном республики начинается и заканчивается день на всех государственных телеканалах.

Причем транслируется он вместе со словами - чтобы народ, в отличие от многих россиян, знал главную песню страны. Музыкальный патриотизм на этом не заканчивается: обязательное условие эфира для всех вещающих в республике радиостанций - 70 процентов белорусской эстрады. Впрочем, обычно представители местной попсы поют на русском. На белорусских экранах - российская "Прекрасная няня", в белорусских книжных магазинах - российская Донцова. Словом, современная культурная жизнь страны мало отличается от нашей. Кроме одного: государство на нее не жалеет денег.

Что такое "Линия Сталина"?

Когда год назад под Минском появился историко-культурный комплекс "Линия Сталина", оппозиция Лукашенко встрепенулась: Батька сооружает памятник диктаторству. "Мы просто вспоминаем забытую историю", - отвечают здешние экскурсоводы в форме образца 1941-го. Билет стоимостью 5 тысяч белорусских рублей - примерно два с половиной доллара - и вы на территории, окутанной легендами и мифами.

В начале 30-х советское правительство издает приказ под грифом "секретно": " В преддверии возможной войны с Польшей по линии Западной границы, от Карельского перешейка до Черного моря, возвести цепь оборонительных сооружений - 13 укрепрайонов (УР)". Четыре из них планировалось построить на территории Белоруссии: под Полоцком, Мозырем, Слуцком и Минском.

Пресса периода перестройки не раз писала, что накануне Великой Отечественной укрепрайоны были взорваны: якобы поэтому фашисты в июне 1941-го так легко прорвали нашу оборону. На самом деле это миф, автором которого стал... Никита Хрущев. Накануне войны именно он отвечал за подготовку УР и, как говорят историки, просто решил выгородить себя, придумав, что сооружения приказал уничтожить Сталин. А тем временем ДОТы и окопы благополучно зарастали кустарником и засыпались мусором в белорусских лесах вплоть до 80-х годов прошлого века. Пока военными сооружениями не заинтересовался Александр Базарнов, тогда еще студент, отправленный под Минск "на картошку", а ныне - отец-основатель и директор комплекса. Группка энтузиастов взялась выгребать из ДОТов мусор. А заодно искать засекреченную в советские годы информацию об укрепрайонах. Минская линия потрясла размахом: три сотни ДОТов, 16 противопушечных капониров, 9 огневых точек, убежища, заграждения, микрокрепости, узлы связи и склады... и 12 специально обученных артиллерийско-пулеметных батальонов. А в случае внезапного нападения в соседней деревушке взрывалась дамба - и местность заливалась водой. На территории современного экскурсионного комплекса ДОТов только четыре. Остальные - где-то в соседних лесах. За 70 с лишним лет, хоть и строили укрепрайоны спешно, ни один кусочек бетона не откололся.

Миф второй гласит, что именем Сталина новый комплекс назвали по личной просьбе президента Лукашенко. А кое-кто уверяет, что словосочетание вообще позаимствовано из листовок геббельсовской пропаганды. "На самом деле название появилось еще в 1936-м, - поясняет Александр Базарнов, - и впервые упомянуто в газете рижских эмигрантов "Сегодня". В заголовке значилось: "Сталин создал линию Мажино". Вот и пошло в народ - линия Сталина". Официальное имя Минского укрепрайона - МУР - слишком отдавало уголовным розыском времен Жеглова. А услышав современное название комплекса, сюда охотнее идут иностранцы: "О, Сталин - знаем!". С другой стороны, это еще и памятник недальновидности большой политики. В середине 30-х к СССР присоединились западные районы. Линия обороны от границы сдвинулась к Минску. Плюс с Польшей больше воевать не собирались, на нападение Германии не рассчитывали. И в начале 41-го решили: укрепрайон упразднить. Минский УР разоружили процентов на 70. Оружие сдали на склад, бойцов перебросили в другие укрепрайоны...

Немцы оказались здесь уже 25 июня 41-го. И долго удивлялись, что вместо хваленой даже фашистской пропагандой обороны их встретил единственный батальон. Бойцы держались четверо суток. Как в Брестской крепости, живым не вышел никто.

Самое высокое здание столицы

Библиотеку (на снимке), открытую открыли в Минске нынешним летом, белорусы уже окрестили национальным чудом. "Монумент, который Лукашенко построил сам себе", - назвала ее оппозиция. Кстати, последнее не так уж далеко от истины: на субботниках по возведению здания Батька лично таскал кирпичи и мешал цемент. Впрочем, как бы ни называли библиотеку в Беларуси, эксперты уже признали ее одним из ведущих информационных центров Европы.

Ромбокубооктаэдр - так замысловато называют архитекторы основную часть здания. Народ именует ее проще - алмаз. Внутренние двойные коридоры создают принцип термоса - поддерживают постоянную температуру. Сегодня здесь размещено 8 миллионов документов, всего же здание рассчитано на 14.

Именно из-за "алмаза" библиотека еще во время постройки обросла легендами. Говорят, вначале многогранник никак не хотел держаться на постаменте. Укрепление сделало проект гораздо дороже. По официальной версии, здание обошлось в 150 миллионов долларов - в два раза больше сметы. По неофициальной - в три. Из-за особой важности стройки отчеты о расходах спецпочтой направлялись лично Лукашенко.

Возводили национальную гордость Беларуси, как некогда памятник Тютчеву в Брянске, - по принципу "с миру по нитке". Дневной заработок в фонд строительства перечислили учителя, недельную зарплату - врачи. А 500 тысяч долларов пожертвовал Саддам Хусейн.

В читальных залах компьютеры - электронный вариант каталога. Протяженность локальных сетей здания - полторы сотни километров. Для тех, кто не любит ноу-хау, - обычные стеллажи. И музей старинных книг: многокилограммовые евангелия 16-го столетия, свитки старообрядцев и главная ценность - рукописи Франциска Скорины - самая большая коллекция в республике. На 115 тысячах квадратов президент предусмотрел два зала для саммитов высшего уровня - чтобы не строить еще один дворец. А скоро появится сауна и тренажерный зал.

На потолках рассеиватели - чтобы свет напоминал дневной. На полу - стекло. С непривычки страшновато: нижний этаж - виднелись полностью. Вообще в дизайне стиля хай-тек стекло повсюду. Материал подбирал лично Батька - как символ прозрачных отношений в Белоруссии. Из стекла даже кабины лифтов. Они везут на смотровую площадку, откуда Минск - как на ладони. Библиотека в 72 метра высотой - самое высокое здание столицы.

(Продолжение следует)

Смотрите также: