Председатель Брянского регионального отделения «Опоры России» Виктор Гринкевич рассказал о том, как брянским аграриям преодолеть проблемы роста и выйти на новый уровень.
Экспорт идет на пользу
В последнее время успехи Брянщины в сельском хозяйстве впечатляют. Несколько лет подряд наши аграрии собирают рекордные урожаи. Но большая часть продукции оседает не на брянских прилавках. Ее отправляют на экспорт. И этому есть веские причины.
«Перед экономикой стоит задача произвести товар и продать его с прибылью, - говорит Виктор Гринкевич. - Если у кого-то получается продавать зерно или картофель в Австралию - молодец. Удается с прибылью сбывать? Отлично! Разве в брянских магазинах наблюдается нехватка сельхозпродукции? Не хватает хлеба, молока, овощей? Хватает! Окажется, что сельхозпродукция в дефиците - сработают законы рынка, и местные сельхозпроизводители начнут продавать свою продукцию в регионе».
Что же касается отдельных фермеров, которые сейчас проигрывают конкурентную борьбу, то для них есть способ повысить свою конкурентоспособность. В том числе, использовать инновационные методы выращивания продукции, правильно вносить удобрения и разумно использовать технику. При этом нельзя забывать, что в конкурентной среде победителями не смогут быть все. Все равно будут лидеры и аутсайдеры.
И сейчас мелкому и среднему бизнесу приходится конкурировать с крупными предприятиями. Но такая ситуация была всегда. И всегда фермеры находили свою нишу.
«В Брянской области в советское время у многих были огороды по полгектара, к их обработке привлекали колхозную технику, - рассказывает Виктор Гринкевич. - И люди на себя работали лучше, чем на колхоз. В других регионах «советское фермерство» было еще более масштабным. Например, на Кавказе всегда были свои сады, люди не только выращивали, но и успешно продавали мандарины, грецкие орехи».
В выигрыше - небольшие сельхозпредприятия
В начале 90-х годов прошлого века, когда экономическое положение в стране кардинально изменилось, произошла легализация частной собственности и производства. В это время самыми эффективными оказались как раз маленькие хозяйства.
«Благодаря их мобильности, готовности меняться они успешно конкурировали с крупными предприятиями, - говорит Виктор Гринкевич. - Кроме того, на больших колхозах и совхозах висела «социалка»: Дома культуры, лечебные учреждения, школы, детские сады. Содержать все это за свой счет для многих оказалось невозможным».
Когда всех производителей поставили в одинаково жесткие условия, многие вчерашние лидеры оказались не готовы к самостоятельному плаванию.
«А вот маленькие хозяйства, наоборот, вздохнули свободно, - подчеркивает Виктор Гринкевич. - И на первом этапе выбились вперед те, которые знали рынок, потому что они же уже работали на рынке».
Ситуация начала меняться лишь когда у крупных предприятий забрали бюджетные деньги на содержание социальных объектов.
«На втором этапе бизнес воспроизвел все цепочки - от производства до продажи. – поясняет Виктор Гринкевич. - Фермеры были и агрономами, и коммерсантами, и инженерами по переработке. И сами планировали все процессы. Но это смогли сделать далеко не все, и именно тогда началось массовое разорение сельхозпроизводителей, начали зарастать поля. Но самые удачливые и мудрые, воспользовавшись моментом, стали расширяться - покупать землю, технику. На третьем этапе в сельское хозяйство зашли крупные аграрные структуры. Именно зашли, потому что большая часть этого бизнеса работала до того на других рынках. Чаще всего - на перепродаже импортной сельхозпродукции. Заработанные на торговле капиталы перетекли в сельское хозяйство».
Государство выделило средства и оказало поддержку для создания больших аграрных холдингов.
Профессиональная помощь
У крупного бизнеса был совершенно иной подход - не от выращивания к продаже, а наоборот. Логическая цепочка выстраивалась в зависимости от спроса. И холдинги стали создавать вертикально интегрированные структуры - от земли до магазина.
«Именно тогда, когда пришли настоящие предприниматели, знающие работу на рынке, начался серьезный подъем, - говорит Виктор Гринкевич. - Но у малого аграрного бизнеса начались проблемы - выдержать конкуренцию оказалось не так просто».
В Европе ситуация противоположная. Там мелкие фермы с успехом выдерживают конкуренцию с крупными агрохолдингами.
«У нас вместо того, чтобы создавать совместные мощности для переработки и хранения сельхозпродукции, каждый хочет перехитрить другого, - считает Виктор Гринкевич. - И от этого никому нет пользы. На данный момент в России интеграционные процессы еще слабы, но выход один - расширять их, объединяя сельхозпроизводителей вокруг ядра переработчиков».
Чтобы исправить ситуацию, фермеры должны стать предпринимателями в полном смысле, расширять зону интересов и зону влияния, объединяясь с «не сельским» предпринимательским сообществом.
«Опора России» и возникла как структура, содействующая стратегическому развитию и интеграционным процессам предпринимателей, - говорит Виктор Гринкевич. - У фермеров есть проблемы? Так наша организация как раз создавалась для защиты интересов предпринимателей. Кроме того, одна из функций организации - поддерживать канал коммуникации, донося информацию «с земли» до центров принятия решения и руководства страны. У нас фермеры могут рассказать о проблемах, получить поддержку и информацию, необходимую для дальнейшего планирования. А от того, что мелкий предприниматель, работающий на селе, повысит свою конкурентоспособность, выиграют все - и бизнес, и регион, и потребитель».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть