aif.ru counter
257

Мозаика нашего прошлого. Этому стоит жить и учиться

Корреспондент «АиФ-Брянск» побеседовал с Владиславом Чудовым, о том, чего не хватает обществу «телевизора» и как нам не растерять своё духовное наследие.

Из личного архива

Способна ли фамилия предопределить будущее человека и его сущность? На этот вопрос Владислав Чудов лишь скромно пожимает плечами: «Не знаю». А ведь его мозаичные иконы можно увидеть не только в городских храмах, но и на железнодорожном вокзале, а также в дальних уголках Брянщины - например, в селе Удельные Уты.

"Русский, на мой взгляд, не национальность, а именно вера" Владислав Чудов. Фото: Из личного архива

Память предков

- Владислав, согласитесь, что мозаика не вполне характерна для наших мест. Как вы к этому пришли?

- Надоела повседневная суета. Ведь того, что есть в миру, для души мало. Стал ходить в церковь, потом начал заниматься мозаикой по благословлению батюшки. Наверное, он что-то во мне увидел… Мозаика мне по-настоящему понравилась, на сердце от этого хорошо. Я работаю в этой технике уже три с половиной года. Есть ещё коллег два-три человека.

- У кого вы учились?

- Я скорее самоучка. Конечно, ездил на курсы в Москву, обучался и там. Знаете, существует прямой и обратный способ мозаичной укладки. Мы в Брянске в основном работаем по обратному набору: икона переводится в зеркальном отображении и сначала крепится на клей ПВА, а потом уже заливается бетоном. Прямой набор - это старейшая технология. Мы её пока не освоили. Встречается и микромозаика - этой технике как раз и обучали в Москве. Элементы её настолько невелики, что кажется, будто изображение сделано иконописцем.

Досье
Владислав Чудов родился в 1975 году в Брянске. Работал строителем. В данный момент студент 3-го курса Брянского духовного училища (катехизаторское отделение).

- Но почему всё-таки мозаика, а не традиционная иконопись?

- Иконопись - это что-то более тонкое, для настоящих мастеров. А к занятию мозаикой можно привлекать даже детей. Цель подобного искусства не в том, чтобы стать великим професссионалом в этом деле, а в том, чтобы донести до людей красоту духовного мира. Сегодня людям этого очень не хватает. Если ребёнок, занимаясь мозаикой, выложит даже маленький крестик, это уже поможет ему приобщиться к духовному воспитанию. А если ещё и понравится, увлечение может на всю жизнь стать профессией. Люди должны заниматься старыми ремёслами, чтобы не потерять наследия наших предков. Например, древнее искусство плетения корзин, которым занимались в прошлом, сегодня уже практически утеряно.

- Большинство, наоборот, уверены, что это невероятно сложный и кропотливый труд. Сколько времени уходит на одну икону?

- Около полугода. Здесь всё зависит от поставленных сроков. Так же, как и в молитве, здесь ну- жен порыв, вдохновение. Иногда нужно отойти от работы, остыть, подумать.

- Как вы считаете, мозаика может влиять на чувства, эмоции приходящего в храм человека?

- Думаю, да. Мне кажется, здесь больше не душевного, а духовного.

- А в чём разница между этими двумя понятиями?

- Душевное - это больше эмоциональное, чувственное. А духовное - это что-то другое. Это какая-то внутренняя свобода. Это как разница между творчеством и искусством. Творчество – ближе к духовному, а искусство - к душевному, к эмоциям. Во время творчества все эмоции меркнут.

"Работая над мозаикой, меняешься внутренне" Владислав Чудов Фото: Из личного архива

 

Пробудить совесть

- Как же достичь «духовного»?

- С помощью церковной жизни. Здесь дело не только в мозаике. Но она, как и любое другое церковное творчество, располагает к покаянию, к желанию измениться внутренне. Есть что-то другое в этой жизни, что от нас спрятано. Святитель Феофан Затворник говорил, что «внутреннее определяет внешнее, а внешнее - внутреннее». Не факт, что мозаика нас изменит. Но, так же как иконопись, она позволяет задуматься о каких-то глубоких вещах. Сейчас в современном мире происходит подмена исконных ценностей на суррогаты. Мозаика - шаг к возвращению духовности.

- Возможно, такие редкие искусства также пробуждают и чувство патриотизма?

- В наши дни, к сожалению, всё русское стирается, люди забывают свои корни. Даже язык сегодня перелопатили, изменили. Он уже не такой, как раньше. Порой современный человек, употребляющий сленг и зарубежные словечки, напоминает инопланетянина. Русский, на мой взгляд, не национальность, а именно вера. Это принадлежность к православию и семейственности. Правда, семейственность сегодня пытаются тоже подменить… Церковь способна помочь её возрождению.

- Вы уже стали настоящим профессионалом в своём деле. Готовы кому-нибудь передать свой опыт, так сказать, следующим поколениям?

- Опыта как такового нет. Но мы готовы наживать его вместе. Рады помочь всем, кто стремится постичь древнее искусство мозаики. Нам не поможет ни одна политическая или экономическая программа, если мы не вспомним о том, что жизнь человека – это, прежде всего, духовная жизнь. Наши храмы в сёлах не должны стоять в руинах. Очень важно пробудить совесть в народе. Мы не возрождаем православие - мы его вспоминаем. Оно ещё не погибло, но мы можем погибнуть для него. И все церковные ремесла и попытки восстановить храмы - это и есть моральное возрождение нашей страны. Ведь, заметьте, село и деревня - разные вещи... Село - это место, где был храм, а деревня - без храма. Люди на селе всегда были просвещённее. Принимая участие в богослужебной жизни, венчаясь и крестя своих детей, они просвещались лицом и освящались душой. А «деревней» называли людей недалёких, глупых, непросвещённых. Сейчас, получается, весь город - деревня, так как храмов не хватает.

Другая жизнь

- Но ведь не каждому дано заниматься древними видами искусства?

- Должен быть хотя бы интерес. Посвящая время иконописи и мозаике, люди соприкасаются с ликами святых. А ведь на иконах всё символично, всё имеет свое значение. И люди, особенно молодёжь, хотя бы немного приобщаясь к этой жизни, получая эти знания, начинают видеть реальную жизнь - своими глазами, а не глазами телевизора. Проявляется другая атмосфера, другое мировоззрение. Человек перерождается, обновляется. Происходит переоценка ценностей. Идеалом становится святость, жертвенность, простота. Ради этого стоит жить, этому стоить учиться и учить, за это никогда не будет стыдно. Конечно, мозаика не всех принимает. Как, наверное, любое другое дело. Нужно обладать усидчивостью, кропотливостью. Желанием увидеть результат после долгих усилий.

- Вы считаете, современному обществу духовности не хватает?

- На сто процентов. Если мы не будем заниматься её возрождением, то просто исчезнем как нация. Каждая нация неотделима от своего религиозного прошлого.

- А если внутри человека нет веры?

- Человек всё равно верит, хотя бы даже в то, что он ни во что не верит. Он всегда чувствует над собой власть. Без веры внутри взрослого - пустота. Ребёнок, пока он мал, воспринимает мир по-другому. Взрослый же с пустотой внутри что-то ищет, хочет эту пустоту чем-то заполнить, ему тоскливо, одиноко. Он не знает, что ему нужно. Его окружает телевизор, развлечения… Но это лишь суррогат. А суррогатом особенно не насытишься. Думаю, нет необходимости объяснять, что в результате мы имеем всплески алкоголизма, наркомании, суицидов. Человек без духа - это животное. Если он не будет заботиться о совершенствовании своего внутреннего мира, то превратится в ничто.

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Какие меры помогут уберечь велосипед от кражи?
  2. Чем желтый арбуз отличается от красного?
  3. Куда в Брянской области можно сдать клеща на анализ?
  4. Какие документы нужны, чтобы отправить ребенка в детский лагерь в Брянске?
  5. Что делать, если квитанция на оплату мусора пришла дважды?
  6. Обязан ли Роспотребнадзор проверять магазин по жалобе покупателя?
Как вы относитесь к созданию платных парковок в Брянске?