Примерное время чтения: 7 минут
413

Олег Евсук о том, кто и куда отправлял открытки с изображением Брянска

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Брянск №27 07/07/2021
Пока удалось издать три книги с репродукциями старых открыток, правда, небольшими тиражами. Остальные сигнальные экземпляры так и остаются необнародованными.
Пока удалось издать три книги с репродукциями старых открыток, правда, небольшими тиражами. Остальные сигнальные экземпляры так и остаются необнародованными. / Олег Евсук / АиФ

За 30 лет краевед Олег Евсук собрал уникальную коллекцию из 500 открыток. На лицевой их стороне - фотографии дореволюционных Брянска и Бежицы, а на оборотной - небольшие послания. Отправляли почтой такие открытые письма пассажиры поездов, проходящих через два этих некогда отдельных города.

Весточка по пути

- Олег Игоревич, с чего началось ваше увлечение видовыми открытками?

- Давно начал собирать почтовые марки, а на одном собрании филателистов в Москве случайно увидел открытку с изображением Брянска и купил её, потом вторую, так и втянулся. Выпускать их стали в 1850-1860 годах и вплоть до революции 1917 года. Знаю, что некоторых экземпляров в моей коллекции не хватает, но их и в продаже нет. Если в год удаётся найти один-два редких образца, то это счастье. В основном сейчас появляется область: Новозыбков, Клинцы, Карачев, Почеп. Но, во-первых, этими городами другие люди занимаются, а во-вторых, цены продавцы стали ставить необоснованно высокие.

Фото: АиФ/ Олег Евсук

- Во сколько обходится такое хобби?

- Максимум, что я готов был платить на интернет-аукционе - это десять тысяч рублей за одну открытку.

- Раньше такой способ общения пользовался у нас популярностью или не всем это удовольствие было по карману?

- Открытки продавали на вокзале, и покупали их путешественники, которые останавливались здесь проездом, чтобы сообщить близким, что уже добрались до Брянска, поздравить с днём рождения и так далее. Хотя чего только нет в тех текстах - и про любовь, и про самоубийство… Читать чужие письма нельзя, но прошёл уже не один век, и они стали частью истории.

- Как далеко уходили эти послания?

- И в Германию, и во Францию, и в Польшу, когда та была частью Российской Империи. С началом Первой мировой войны оттуда через Брянск шли санитарные эшелоны, причём открытки отправляли уже не с марками, а со штемпелями самих поездов. Вообще география большая - у нас ведь была и Риго-Воронежская железная дорога, и Московско-Киевская, то есть такой ж.-д. узел, как и сейчас. Но при этом Карачев посещали даже чаще, потому что он был крупнее Брянска, и даже стоял вопрос, какой из этих двух городов, входящих сначала в состав Орловской губернии, станет областным центром. Однако в войну Карачев сильно пострадал, и чаша весов перевесила не в его сторону.

- Направление на Киев ещё осталось, а вот в Ригу поезда давно перестали ходить…

- Да, это другое государство, тем более входящее в состав Евросоюза. Сама же железная дорога никуда не делась, но проехать по ней можно лишь до Санкт-Петербурга, до границы России.

Невыгодная история

- Возвращаясь к открыткам... В какой-то момент вы решили сделать их репродукции и напечатать сборник. Почему сегодня его нельзя приобрести желающим?

- Да, захотелось поделиться своей коллекцией с людьми, и пришла мысль объединить открытки в книгу. А для неё нужен текст. Так стал искать упоминания улиц и мест, которые запечатлел фотограф на старых открытках, в документах областного архива. К слову, их там раньше разрешали копировать, а теперь всё перешло на коммерческую основу, и изучение прошлого стало недешёвым занятием. Тем не менее я успел получить доступ к исключительным материалам, которые многие и не видели никогда. Там встречаются довольно интересные факты. Например, когда Могилевцевы строили гимназию, то передавали её городу при условии, что в здании будет размещаться именно образовательное учреждение и ничто другое, иначе муниципалитету придётся вернуть меценатам и саму постройку, и деньги - они же ещё фонд создали, чтобы ребятам стипендии платить.

Такой железнодорожный вокзал встречал гостей Брянска.
Такой железнодорожный вокзал встречал гостей Брянска. Фото: АиФ/ Олег Евсук

Выпускали открытки с видами Брянска с 1850-1860 годов и до революции 1917 года.

В итоге первую книгу в 2013 году мне помогли выпустить предприниматели, которые открывали тогда в городе крупный торгово-развлекательный центр и сами распространяли тираж. Потом мы с друзьями за свой счёт издали альбом, посвящённый Брянску и области, продавали его больше трёх лет и никакой прибыли не получили, одни убытки. А в прошлом году напечатали «Прогулки по Брянску» в виде книжки-малышки, но всего 100 штук. Вложений много, а заработка никакого. Спонсоров нет. Поэтому сказал, что лучше буду покупать за свои деньги новые открытки, чем книги печатать. Так многие сигнальные экземпляры и остались в столе. Хотя в 2018 году, когда Александр Коробко ещё был заместителем губернатора, его заинтересовала такая возможность сохранить историю родного края. Он даже собрал пресс-конференцию по этому поводу, но на этом и на нескольких публикациях в СМИ всякий интерес был утрачен.

Исчезающее прошлое

- Из старого города, сохранившегося на картинках, что ещё можно увидеть вживую?

- Почти все дореволюционные постройки пребывают в плачевном состоянии. Уцелевшие дома можно по пальцам перечесть.

Так раньше выглядела набережная.
Так раньше выглядела набережная. Фото: АиФ/ Олег Евсук

Допустим, набережная - это же центр города. Её привели в порядок, но вокруг царит разруха. Дом культуры бывшего дормаша считается одной из древнейших построек в Брянске. Раньше там был литейный дом, возведённый ещё при Екатерине Великой. Конечно, эти производственные помещения перестраивались, модернизировались, но до сих пор они поражают своей архитектурой. Считаю, будь там краеведческий музей, он бы выиграл больше, чем от современного здания. А по бульвару Гагарина три исторических дома в таком ужасающем состоянии, что их просто убрали с глаз долой, затянув баннерами. Тем не менее напротив недавно с помпой открыли сад Победы.

Осталось подождать ещё 5-7 лет, пока всё это наследие само полностью развалится, и уже не надо будет никаких решений по нему принимать...

- А в других регионах лучше обстоят дела с сохранением памятников культуры?

- Был недавно в Туле - не город, а конфетка в этом плане. Хотя говорят, что ещё десять лет назад там наблюдалась подобная картина, но потом пришёл новый губернатор, и город засиял. Нашёл же он где-то средства на восстановление прошлого! Или Орёл, возьмите, там и то больше, чем у нас, исторических зданий сохранено.

Справка
Олег Евсук родился в Брянске. Окончил БИТМ по специальности инженер-технолог сварочного производства. От рядового специалиста дослужился сначала до заведующего отделом, а потом и до руководителя предприятия. Сейчас является исполнительным директором компании ВКТИ-Стройдормаш и гендиректором ВКТИ-Сервис.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах