32

Телефон доверия

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11 10/03/2009

На этот случай кто-то очень мудрый придумал телефон доверия. Но действительно ли он способен помочь? Корреспондент газеты "АиФ. Брянск" испытал действенность экстренной психологической помощи на себе.

Спасите наши души

Сочиняя легенду, мудрствовать не стали. Выбрали распространённый типаж, чрезвычайно страдающий неврозами и апатичный к жизни: разруха в доме, непонимание в семье, нелюбимая работа, да и вообще разучился улыбаться!

Дрожащей рукой набираю заветный номер... Гудки, и никто не берёт трубку. Повторяю попытку, и на другом конце провода девушка с явной усталостью в голосе произносит: "Алло!".

- Девушка, здравствуйте. Помогите мне, у меня страшная депрессия!

- И в чём же она выражается?

- Всё из рук валится, на работе ничего не получается. Жизнь не радует...

- Сходите прогуляйтесь. Да и вообще, пытайтесь находить в каждом моменте что-то позитивное.

- Я не хочу гулять...

- Сочувствую. Но вы не переживайте, это пройдёт...

Одним словом, уныло выслушав мои стенания, она так и не смогла сказать ничего конкретного. Разговор свёлся к одному: "Всё пройдёт". Только не ясно, как больному духом человеку, решившемуся на звонок по телефону доверия, смотреть позитивнее, и куда смотреть, если краски мира навек померкли!

А могут и помочь

Не знаю, то ли специалист попался непутёвый, то ли история моя была не убедительна, но пришлось придумать более страшную легенду. Набираю следующий номер и чуть не плача рассказываю: "Я студентка, устроилась работать секретарём, а начальник недвусмысленно намекает на "более тёплые" отношения. Мол, или работаешь по таким правилам, или будешь уволена. Помогите, что делать - не знаю! Потерять работу не хочу, надо ведь платить за учёбу". Оказалось, что я попала на "горячую линию", которая работает только с наркотической и алкогольной зависимостью. Но, услышав непростую историю, в помощи не отказали. Меня переключили на специалиста, и началось "лечение". Девушка с профессионально тихим и спокойным голосом выслушала меня и сразу начала разбирать ситуацию. Уточнив все детали моей проблемы, она стала давать дельные советы: "Не переживайте. Обязательно пообщайтесь со своим начальником. Расставьте все точки над "i". Скажите ему, что вам неприятны такие знаки внимания. Что честь для вас дороже любых денег, да и вообще вы ценный сотрудник, и как жаль, что он именно этого не замечает".

Психолог не навязывала мне своей точки зрения, но после пяти минут общения я действительно была готова к действию. Вымышленный начальник, будь он реальным, не отвертелся бы от серьёзного разговора. Вот это спасибо, вот это действительно помогли!

Для того чтобы окончательно убедиться в действенности или бездейственности служб "Телефон доверия", был сделан "контрольный" звонок. На этот раз повезло общаться с мужчиной. Он тоже подсказал, как действовать (в одном русле с предыдущим специалистом), да ещё и посоветовал, как реабилитироваться после такой душевной травмы. "Сходите в магазин и купите себе интересную книгу или, если читать не любите, купите новое платье. Возьмите друзей и обязательно посетите кинотеатр. Неважно, какой фильм будете смотреть, важно отвлечься от негативных мыслей!". Такой конкретный подход к лечению меня тоже вполне удовлетворил, и, хотя была моя проблема надуманной, на душе всё равно стало легко и спокойно, а настроение значительно повысилось.

Спасение утопающих

Сложно однозначно дать ответ, помогает или нет такая служба в решении душевных проблем. Всё зависит от конкретных обстоятельств, от того, кто сидит на другом конце провода, и, конечно же, от самого "пациента". Как правило, обращающийся за помощью на "горячую линию", уже сам знает выход из сложившейся ситуации, и ему просто нужна небольшая поддержка и толчок к действию. Если же проблема велика, то тут простой болтовнёй не всегда поможешь, лучше встретиться тет-а-тет с психологом, а может, и походить на парочку тренингов. Главное - это желание расстаться со своими тревогами, страхами и прочими мучающими напастями. Если же желания нет, то и помочь никто не сможет!

Как позже удалось выяснить в тех же службах экстренной психологической помощи, звонки на "горячую линию" поступают довольно часто. В среднем количество обращений составляет до десяти звонков в день. В период "обострений" (как правило, это весна и осень) количество желающих излить душу значительно возрастает. Темы? Темы вечные - отцы и дети, любовь и взаимоотношения. Дальнейшая судьба обратившихся, к сожалению, не отслеживается, вероятно, поэтому и невозможно полностью оценить эффективность таких служб.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых