aif.ru counter
36

Музыка как призвание. Брянскому городскому камерному оркестру - 15 лет!

Осень обычно не радует солнечными днями и тёплой погодой. Это пора прохлады и постоянно моросящих дождей. Настроение в такую погоду далеко не самое приятное и радостное. Но одно событие наверняка вернуло брянцам яркое солнечное настроение.

Это событие - Международный день музыки. Этот праздник ежегодно отмечается во всём мире большими концертными программами с участием лучших артистов и художественных коллективов. Звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Нам очень повезло, ведь в Брянске вот уже 15 лет работает камерный оркестр. Коллективом такого уровня может похвастаться далеко не каждый российский город, тем более нестоличного масштаба. Известные камерные оркестры есть, конечно, в городах-"миллионниках" Москве, Санкт-Петербурге, Омске. Брянск уступает им по количеству жителей, но не по уровню и насыщенности музыкальной жизни. Именно здесь родился фестиваль современного искусства им. Рославца и Габо, именно здесь ежегодно на свои музыкальные форумы собираются коллективы джазовой и духовой музыки со всей страны, именно отсюда по всему миру пошла слава брянского хора под управлением Марио Бустилло. Но дирижёр Эдуард Амбарцумян и его коллектив - особое явление в культурной жизни города, страны, мира. Потому что это - стиль. Потому что это - образцовая музыкальная культура. Потому что это - высочайший уровень профессионализма.

Корреспонденту "АиФ-Брянск" удалось встретиться с руководителем Брянского городского камерного оркестра Эдуардом Борисовичем Амбарцумяном.

Начало карьеры

Эдуард Амбарцумян окончил Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса по специальности композиция в 1992 году, а в 1993‑м - по специальности дирижёр оперного и симфонического оркестров. Во время учёбы в консерватории работал главным дирижёром камерного оркестра Ереванской консерватории, в 1991‑93 гг. - дирижёром Государственного симфонического оркестра радио и телевидения Армении и дирижёром в Ереванском академическом оперном театре им. Спендиарова.

- Почему вы выбрали именно музыку? Ваши родители - музыканты?

- Мои родители не музыканты, поэтому никаких династий у нас нет. Просто в детстве они заметили у меня способности к музыке. Меня отдали сначала в музыкальную школу, потом в училище и, наконец, я поступил в консерваторию. Учился игре на фортепиано. А консерваторию окончил как композитор и дирижёр.

- Вы жили и учились в Ереване. Почему переехали в Брянск?

- Впервые я приехал в Брянск в 1993 году в гости к брату жены, который уже жил здесь. Мне очень понравилось, и мы с семьёй решили переехать сюда.

- Но ведь пришлось всё оставить, в Ереване вы руководили камерным оркестром, а, переехав, надо было начинать всё заново...

- Работа здесь была. Почти 8 лет я работал в драмтеатре музыкальным руководителем, на телевидении - музыкальным редактором. И параллельно занимался оркестром. Позже из-за большой занятости пришлось выбирать то, что для меня важнее. И я выбрал оркестр.

- Не жалеете?

- Нет, что вы, совсем не жалею. Музыка - моё призвание.

О коллективе

Брянский камерный оркестр ежегодно участвует в Международном фестивале современного искусства им. Н. Рославца и Н. Габо, в цикле концертов классической музыки "Майские ассамблеи", в декаде искусств памяти княгини Тенишевой, Всероссийском фестивале струнно-смычкового искусства, проходившем в г. Брянске в 1997 г., международном фестивале "Мир гитары" (г. Калуга), фестивале классической музыки "Орловская осень" (г. Орёл). В декабре 2006 года по приглашению Международного фонда им. Г. В. Свиридова оркестр принимал участие в фестивале, посвящённом 100-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича (г. Курск).

- Ваш коллектив давно сформировался?

- Вы знаете, в 1993‑м, когда я только пришёл, в филармонии уже существовал оркестр, коллектив уже был сформирован. Но тогда его деятельность ограничивалась лишь пропагандой музыки в различных учреждениях - школах, детских садах... Всё это было больше похоже на самодеятельность.

- С того времени состав изменился или остался прежним?

- Изменения произошли. Кто-то ушёл, но пришли новые музыканты...

- Сколько сейчас в оркестре человек?

- Количество музыкантов зависит от программы, которую мы исполняем. Это может быть и 20‑25 человек, а может быть и 60. Для сравнения: в симфоническом оркестре Македонии, которым я дирижирую, - 120 человек. Так что наши 60 совсем даже немного.

- Но, так или иначе, коллектив всё же большой. Как вы справляетесь, выстраивая отношения с таким количеством людей, тем более музыкантов?

- Конечно, к каждому нужен свой подход. Но, прежде всего, надо самому понимать, чего ты хочешь и что делать. Тогда всё получится. И люди будут это понимать и заниматься делом, ведь у нас оно общее. Когда идёт репетиция, тем более концерт, все посторонние мысли должны остаться за пределами зала.

- Ваш сын тоже играет в оркестре?

- Да. Вообще у меня двое сыновей. Старшему, Гору, - 20 лет, младшему - 8. Гор сейчас играет в нашем оркестре на контрабасе.

- Как вы думаете, он продолжит занятия музыкой?

- Сейчас ему нравится, а это самое главное. Что будет дальше - посмотрим.

О репертуаре

Самым ярким и незабываемым событием в культурной жизни города была опера "Брачный вексель" Дж. Россини в 2006 году, которая была поставлена при поддержке компании ОКОР. К слову, в России эта опера исполнялась только в оперных театрах Москвы и Санкт-Петербурга.

- Ваш оркестр исполняет разную музыку. Это и классика, и произведения современных авторов, и даже джаз. Есть ли у вас любимое?

- Могу сказать так: надо любить то, над чем работаешь. Когда мы играем какое-то произведение, оно на данный момент и есть любимое. Вот сейчас работаю над оперой "Мадам Баттерфляй". Очень нравится. А какого-то одного любимого произведения нет.

- Скажите, сколько времени уходит на то, чтобы подготовить программу?

- Если для симфонического оркестра, то можно подготовить за неделю. А вот для камерного - не меньше месяца.

- На ваш взгляд, поддержка властей стала ощутимее?

- Не могу так сказать. Заинтересованность властей в области культуры, в частности музыки, очень низкая. У брянских музыкантов самая низкая заработная плата. Разве 3,5 тысячи рублей - достойная оплата? Конечно, нет. И работать за такие деньги могут только увлечённые люди, приверженцы своего дела, те, кто любит свою профессию. Наши музыканты - именно такие люди.

- Скажите, чувствуется ли разница между зрителем 90‑х годов и современным?

- Да. Сейчас на каждом нашем концерте собираются полные залы. Раньше такого не было, и мне это очень приятно. Основная наша публика - интеллигенция.

Люди, выбравшие классическую музыку, - это умные люди, хорошо воспитанные, с хорошим вкусом.

- Вы выступали на разных сценах по всему миру. На ваш взгляд, есть ли разница между тем, как принимает наш зритель и западный?

- Да, есть. Западный зритель много видел, он избалован в некотором смысле. У нашего же, как говорится, нет большого выбора - чем богаты, тем и рады. Несомненно, я хотел бы пригласить в Брянск известных дирижёров, но, к сожалению, для этого у нас пока нет необходимых средств. И тем не менее лучшая публика - всё же наша. Она очень восприимчива. Я чувствую её настроение, хотя на концерте стою спиной к залу, по аплодисментам, просто по атмосфере, царящей в зале. Так же и слушатели чувствуют моё настроение.

- Кстати, вы сами ходите на эстрадные концерты?

- Нет, не хожу. Я не вижу для себя там ничего интересного. Сейчас на нашей эстраде практически нет достойных исполнителей. А ходить на концерт, отдавая несколько тысяч рублей, чтобы послушать фонограмму, да ещё и не самую качественную, мне кажется, просто глупо.

О наградах

Эдуард Борисович - лауреат международных конкурсов. За время работы он был награждён множеством премий разных стран мира. А в одном из городов Франции ему даже предлагали стать его почётным жителем. Интернациональный биографический центр Кембриджского университета включил Эдуарда Амбарцумяна в мировую антологию "Имена XXI века".

- Помните ли вы самую первую награду? Что это было?

- Свою первую награду я получил ещё в консерватории. Это было в 1988 году на всесоюзном конкурсе молодых композиторов. Тогда я был удостоен первой премии и путёвки в Чехию. Вот это было незабываемо.

- Самая важная премия или награда для вас - это...

- ... конечно, заслуженный артист России. Этим я горжусь, и для меня она самая яркая и дорогая награда. Но всё же премии и награды для меня не самоцель. Ведь это не спорт, хотя, конечно, положительные оценки всегда приятны.

О работе и планах

Эдуарду Амбарцумяну неоднократно поступали предложения о работе не только в других городах, но и за границей. Но, тем не менее, он решил остаться и работать в Брянске с камерным оркестром.

- Что планируете на ближайшее будущее?

- Сейчас начинается музыкальный сезон. В качестве дирижёра поеду на концерты в Хорватию, Македонию, Косово. В январе наш камерный оркестр был приглашён на гастроли в США. В декабре этого года вместе с Государственным камерным оркестром (Москва) я еду на гастроли в Китай.

- Есть ли у вас заветная мечта, что бы вы хотели осуществить?

- Я хочу создать в Брянске музыкальный театр с оркестром и хором. Но опять же, на это необходимы средства. Так что пока в городе это сделать невозможно. Но есть надежда, а наш коллектив своим творчеством будет всячески этому способствовать, чтобы власти обратили внимание на культуру. И тогда музыкальное искусство в Брянске выйдет на более высокий уровень.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Какие меры помогут уберечь велосипед от кражи?
  2. Чем желтый арбуз отличается от красного?
  3. Куда в Брянской области можно сдать клеща на анализ?
  4. Какие документы нужны, чтобы отправить ребенка в детский лагерь в Брянске?
  5. Что делать, если квитанция на оплату мусора пришла дважды?
  6. Обязан ли Роспотребнадзор проверять магазин по жалобе покупателя?
Нужно ли исключать алкоголь из ассортимента продуктовых магазинов?