Здесь зарождается сталь. Бежицкая сталь – это треть вагонного литья РФ

Современный Брянский стальзавод является одним из крупнейших в России производителей вагонного литья. © / Фото службы по внешним связям и корпоративным коммуникациям АО «ПО «Бежицкая сталь»

Более 90 лет назад, в 1932 году, когда по всей стране семимильными шагами шла индустриализация, в городе Бежице также развернулась всесоюзная стройка - сюда на возведение нового предприятия приезжали сотни рабочих. Благодаря их ударному труду за короткий срок - всего за три года на городской окраине возник современный металлургический завод, известный ныне как «Бежицкая сталь». 28 сентября 1935 года предприятие дало свою первую плавку, о чём возвестило громким гудком - это и стало днём рождения завода.

   
   

Совсем недавно заместитель губернатора Николай Лучкин вместе с мэром Брянска Александром Макаровым побывали на этом известном далеко за пределами нашего города заводе. С руководством предприятия они прошли по предприятию, увидели, как функционирует модернизированное производство, осмотрели участок механической обработки цеха № 1, обсудили потребности, пообщались с трудовым коллективом - внимательно познакомились и с сегодняшними заводскими буднями, и с его славной историей.

Гвозди бы делать из этих людей!

С момента пуска стальзаводу недолго пришлось изготавливать мирную продукцию. Уже через четыре года в Европе заполыхал пожар Второй мировой войны - осталось всего ничего до вероломного нападения фашистов на Советский Союз. В первые дни Великой Отечественной войны сталелитейщики удвоили выпуск стали, чтобы её хватило, по образному выражению тогдашнего директора Серафима Родионова: «Залить кровожадную глотку фашистской гадине». Однако вскоре пришлось готовиться к эвакуации. Днём и ночью шёл демонтаж станков для отправки на Урал, а одновременно на заводе шла запись в партизанские отряды, в лесах закладывались тайники с оружием и продовольствием.

После того как Брянск был захвачен фашистами, на подготовленные в лесу базы ушли стальзаводчане под руководством Дмитрия Пуклина. Очень быстро вчерашние сталелитейщики стали отважными народными мстителями - ротой в прославленном партизанском отряде Александра Виноградова. Уже в октябре 1941-го они приняли боевое крещение - совершили налёт и уничтожили грузовики с фашистами на дороге Брянск-Жиздра. Затем было много свершений - пущенные под откос вражеские поезда, сотни уничтоженных солдат и офицеров противника. Одной из героических страниц брянских сталелитейщиков стало участие в знаменитом разгроме фашистов на железнодорожной станции Судимир. Тогда был уничтожен вражеский гарнизон, взорваны два немецких эшелона и водокачка. Подвиги партизан со стальзавода были отмечены высокими наградами командования.

Фото службы по внешним связям и корпоративным коммуникациям АО «ПО «Бежицкая сталь»

Стальзаводчане не только громили фашистов под сенью брянских лесов - далеко на Урале их товарищи по станку уже монтировали оборудование в Нижнем Тагиле. Здесь, на фактически заново созданном за считанные недели Уральском танковом заводе, был создан второй - трудовой фронт. На этом предприятии с участием брянских специалистов за годы войны было выпущено 25 266 танков Т-34. Каждая вторая «тридцатьцетвёрка», принявшая участие в боевых действиях, сошла с этого конвейера. Кроме того, завод производил бронекорпуса для самолётов Ил-2, авиабомбы, артиллерийские передки, другую оборонную продукцию. Поэтому в разгроме фашистов есть и весомый вклад брянских стальзаводчан. Многие из них были поощрены наградами руководства завода и правительства.

На мирные рельсы

После освобождения Брянска от оккупации и возвращения домой заводчане в короткий срок восстановили разрушенное родное предприятие - уже в 1949 году был перекрыт довоенный выпуск стали.

Кроме традиционной продукции в послевоенное время деятельность стальзавода ознаменовалась такими прорывами, как выпуск в 1956 году тяжёлых тракторов Т-180, которые успешно работали в Крыму, на Крайнем Севере и даже на строительстве Асуанской плотины в Египте. Позже корпус завода, где изготавливались тракторы, был передан строящемуся Брянскому автозаводу. Тем самым было положено начало создания БАЗа.

   
   

В советские годы на стальзаводе продолжалось освоение и выпуск продукции в мирных целях, в том числе такой стратегически важной, как задвижки для трубопроводов нефтегазовой промышленности, атомных электростанций. За создание новых узлов автосцепки и марок стали Бежицкий стальзавод был удостоен четырёх серебряных медалей ВДНХ, а за достижения и успехи в производстве - в 1985 году - орденом Трудового Красного Знамени.

За свой труд сотни сотрудников завода были награждены орденами и медалями, а двое - стерженщица Мария Андрюхина и сталевар Пётр Карзанов стали Героями Социалистического Труда.

Память о совершённых подвигах в годы войны и в послевоенный период запечатлена в памятнике воинам-сталелитейщикам, новых памятниках стальзаводчанам - партизанам и труженикам трудового фронта. Нынешние поколения заводчан чтут свершения своих предшественников военного и мирного времени - на месте стоянки отряда А.И. Виноградова установлен памятный знак, а молодёжь ухаживает и поддерживает в порядке восстановленную мемориальную землянку партизан со стальзавода.

Трудовые будни сегодня

С 2002 года Брянский стальзавод, который хорошо известен своим партнёрам под обновлённым именем «Бежицкая сталь» входит в группу компаний «Трансмашхолдинг» - одного из крупнейших в России разработчиков и производителей подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта, а также среднеоборотных двигателей различного назначения. Современный Брянский стальзавод является одним из крупнейших в России производителей вагонного литья. Объединение выпускает полный перечень номенклатуры стального литья для грузовых и пассажирских вагонов.

Уровень выпускаемой продукции постоянно растёт. Так, в 2020 году на заводе появился участок механической обработки отливок. В этом же году «Бежицкая сталь» получила займ из российского Фонда развития промышленности (ФРП). Сейчас на заводе проходит завершающий этап реализация инвест-программы ТМХ 2020-2023 года в «Бежицкую сталь». За это время внедрено новое оборудование, позволившее освоить новую продукцию.

Недавно завершился перенос производства автосцепки из литейного цеха № 1 и колёсного центра из литейного цеха № 2 в литейный цех № 3, где установлена современная автоматическая формовочная линия с большим запасом мощности, а также пескострельные стержневые автоматы. Перенос производства позволил снизить процент брака до минимальных 5-7%, улучшить условия труда рабочих, а также загрузить практически полностью формовочную линию, используя её мощность более эффективно.

Техническое перевооружение производственных предприятий Трансмашхолдинга является одним из приоритетных направлений развития компании. На «Бежицкой стали» создан Центр компетенции по выпуску стального литья и его механической обработки для предприятий холдинга.

«Усилия руководства завода достойны самой высокой оценки, - рассказывает замгубернатора Николай Лучкин после рабочей поездки на завод, - сейчас в белорусском Гомеле приобретены три автоматические фрезерные линии, которые белорусские специалисты уже настроили и запустили, закуплены и другие станки для того, чтобы облегчить труд рабочих».

Завод постоянно работает над расширением ассортимента выпускаемой продукции, которая интегрирована с производствами из других регионов России. Так, для нужд завода «Лугансктепловоз» выпускаются буксы. Полностью освоен выпуск новой продукции - колёсных центров для электровозов «Ермак», изготавливаемых на Новочеркасском электровозостроительном заводе. На сегодняшний день «Бежицкая сталь» вышла на темп поставки 200 колёсных центров в месяц, что обеспечит выполнение плана производства этой продукции - 2400 штук в год.

Одним из условий была поставка механически обработанных колёсных центров, а не заготовок. Успешно решить эту задачу «Бежицкой стали» позволил технологически оснащённый участок механической обработки отливок. По согласованным чертежам изделие проходит несколько этапов обработки. От черновых грубых операций на станках, которые снимают весь литейный припуск, до чистовой обработки на станках с ЧПУ-управлением.

Фото службы по внешним связям и корпоративным коммуникациям АО «ПО «Бежицкая сталь»

Выпуск данной продукции является выгодным для завода. На данный момент, в связи с увеличением объёма производства, на предприятие привлекают новые квалифицированные кадры. Тем более, что условия для персонала очень привлекательные.

В этом направлении за последние годы сделано очень многое - это новые административно-бытовые корпуса, комнаты приёма пищи, новые душевые, раздевалки, санузлы. На территории завода построены новые дороги, тротуары.

Большое значение уделяется охране труда. Все рабочие строго используют средства индивидуальной защиты (СИЗ). Оборудованы новые слесарные помещения, комнаты мастеров, технические помещения.

Здесь на деле заботятся о сотрудниках. На территории действуют две большие столовые, имеется собственный кондитерский цех. Действует корпоративный транспорт для третьей смены. Ежегодно сами сотрудники и их дети отдыхают в санаториях, лагерях. Ко Дню знаний оказывается материальная помощь родителям первоклассников.

Дорога - молодым

Это всё на деле привлекает на завод молодёжь. Здесь много молодых сотрудников. Любой желающий до 35 лет может вступить в Совет ИНЖЕН - это корпоративное объединение молодёжи. Инжены занимаются научной работой, участвуют в конференциях, конкурсах профмастерства. Также очень активно занимаются спортом - два раза в год проходит большое событие в Москве - Спортлига ТМХ. Молодые стальзаводчане занимаются благотворительностью, участвуют во всевозможных акциях.

Также на предприятии действует корпоративная программа «Кадровый резерв». Любой сотрудник может вступить в него после полугода работы на заводе. Кадровый резерв - это золотой запас предприятия. Заводские «резервисты» проходят различные курсы, тренинги, чтобы в будущем быть готовыми занять ключевую вышестоящую должность.