Вполне сносно! С чьей руки утрачено очередное брянское историческое здание?

Так выглядел дом Сапожкова в Стародубе. Наличники для него делали в Злынке. А в начале 2000-х в помещении ещё были кафельные печи. © / Фото предоставил А. Городков / Коллаж АиФ

Стародуб - один из Древнейших городов России. Но за последние десятилетия он растерял почти все памятники своей материальной истории. В этом месяце там разрушили дом, построенный в XIX веке. Под угрозой исчезновения ещё одно здание той же эпохи - так называемый тюремный замок, единственный в регионе.

   
   

Былое величие

Деревянный дом по улице Краснооктябрьской, 66, - пример классицизма, построенный владельцем Клинцовской суконной фабрики Сапожковым. Декоративные украшения для этого здания были выполнены мастерами народного зодчества самобытной Злынковской школы. Напомним, сама Злынка вошла в топ-5 мест России по версии National Geographic, где стоит побывать в этом году. Там сохранились старинные резные наличники, благодаря которым этот город называют «кружевным».

2269 объектов истории и культуры числятся на территории Брянской области. Несмотря на охранный статус, многие из них разрушаются.

А в доме Сапожкова в Стародубе в начале 2000-х ещё можно было увидеть чудом сохранившиеся кафельные печи, которых уже и не осталось в области, лепнину на стенах, напоминающую о некогда богатом интерьере. Теперь не осталось и экстерьера. О том, что уникальную постройку разбирают, сообщил местный краевед, за что, поговаривают, чуть не лишился работы.

«Использована прежняя схема, как и при сносе дома Баженова в Брянске: власти безответственно продали участок, собственник расчищает территорию для нового строительства, - считает профессор Александр Городков. - Вместе с исчезновением старинного здания древний город теряет и своё былое величие. Сейчас мы много говорим о возрождении туристической привлекательности, а что можем показать сегодня заезжим экскурсантам в Стародубе? Многие уцелевшие здания там облицованы сайдингом, а целый ряд достопримечательностей полностью утрачен: пожарное депо с каланчой было редким в Брянской области памятником гражданской «казённой» архитектуры в стиле позднего классицизма; дом Соколовых-Янчевских, где с XVIII века жили пять поколений русских интеллигентов - служивых дворян, мог стать готовым музеем истории городского быта прошлого; о проводимых в доме композитора Рубца концертах ходили легенды. Теперь кроме церквей, которые отреставрировала епархия, и показать нечего».

Кому это надо

В управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области уточнили, что дом по Краснооктябрьской, 66, не включён в Единый государственный реестр объектов истории и культуры народов Российской Федерации, а значит, не является культурным наследием и не подлежит госохране.

«Если, по мнению людей, какой-то объект имеет ценность, они могут обратиться в управление с обоснованным заявлением о её выявлении, - пояснила начальник отдела охраны объектов культурного наследия регионального и муниципального значения Ирина Кочетова. - Далее в течение 90 дней мы включаем этот объект в перечень выявленных либо отказываем во включении. В первом случае в течение календарного года организуем государственную историко-культурную экспертизу и в случае её положительного заключения своим приказом включаем объект в реестр культурного наследия. Затем направляем этот приказ в Минкульт для регистрации объекта в едином госреестре».

В нём уже числится 2269 объектов культурного наследия, расположенных на территории Брянской области, из них 55 - муниципального, 194 - федерального и 1620 - регионального значения. Сохранить бы их… Возвращаясь к дому Баженова, даже несмотря на особый статус, новая владелица умудрилась его снести. И, по сути, не понесла наказания - три года назад суд обязал её восстановить постройку, но к работам в историческом центре Брянска так никто и не приступил.

   
   

А в Стародубе тем временем разрушается и творение великого зодчего России Захарова, автора адмиралтейства в Санкт-Петербурге, - тюремный замок. Он-то в реестр входит благодаря выдающейся арке, сохранить которую, правда, пытаются лишь художники на своих картинах. Здание давно не используется и буквально рассыпается.

«Дело в том, что в Стародубе нет энтузиастов, общественников, которые бы занимались охраной памятников истории и культуры. Хотя в Трубчевске, для сравнения, активная и продвинутая власть, которая сама обращается в соответствующие органы и добивается реставрации многих зданий. Чего только стоит сохранённый ею самый старинный жилой дом - каменица XVII века», - отметила краевед Евгения Ильченко.