С первых дней Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт «надел шинель», перейдя на военный режим работы. Годы лихолетья легли на плечи железнодорожников, как и всех жителей Брянщины, тяжким грузом.
Брянские железнодорожники смело и решительно стали на защиту Родины. Заранее, до приближения линии фронта к Брянску, они проделали огромную работу по вывозу ценного оборудования с заводов в глубокий тыл.
Эвакуация под градом снарядов
Со старейшего механического завода им. Кирова оборудование было доставлено на Урал в Усть-Катав. На восток увозились турбины ГРЭС, оборудование сталелитейного завода. На завод «Красный Профинтерн» железнодорожники подали под погрузку оборудования 9,5 тысячи вагонов и платформ, дальше оно было перевезено в Красноярск. Из Брянска и области было эвакуировано более 100 тысяч мирных жителей.
В это время фашисты уже вовсю бомбили железнодорожные станции, особенно станцию Брянск-Льговский. Но и под бомбами железнодорожники не покидали своих постов, продолжали выполнять поставленную задачу. Газета «Гудок» 20 октября 1941 года писала: «Несмотря на бомбардировки немецкой авиации железнодорожного узла, брянские железнодорожники в июне-сентябре 1941 г. полностью обеспечили проход военных грузов к фронту, эвакуацию оборудования предприятий и населения в тыл страны».
В самом начале войны в последних числах июня в Брянске был сформирован дивизион бронепоездов. Через неделю дивизион вступил в схватку с противником в составе 21-й армии.
В августе отправился на фронт бронепоезд №2 «За Родину», изготовленный на заводе «Красный Профинтерн».
4 октября года враги вошли в Брянск. С этого дня началась оккупация города фашистскими захватчиками. 708 дней они хозяйничали на нашей земле.
17 сентября 1943 года областной центр был освобождён от ненавистного немецко-фашистского ига.
Восстановление города
Перед вернувшимися в освобождённый Брянск железнодорожниками предстала страшная картина. Весь город был основательно разрушен и сожжён фашистами. В посёлке Льговском практически не осталось ни одного целого дома или здания, за исключением железнодорожного техникума. Железнодорожный узел был полностью выведен из строя - взорванные постройки, сотни воронок от взрывов бомб, искорёженные и вывернутые в дуги рельсы.
Такую же печальную картину представлял и железнодорожный узел Брянск I. Пути разрушены, здания уничтожены, взорваны мосты через реки Снежеть и Свень. Полностью выведено из строя паровозное депо.
Не ожидая распоряжений и приказов, железнодорожники включились в восстановление хозяйства и транспорта. Первый поезд на станцию Брянск-Льговский прибыл уже 22 сентября - через пять дней после освобождения. Единственный путь был восстановлен из остатков рельсов, собранных со всего узла.
С приходом железнодорожных войск в Брянск отдельный батальон под командованием подполковника Ш. Жижилашвили начал восстанавливать взорванные пути и коммуникации (впоследствии он был удостоен звания Героя Социалистического Труда).
Многие работники железнодорожного узла, вернувшиеся из эвакуации, а часть - из партизанских отрядов, пришли на помощь железнодорожным войскам, активно участвуя в восстановлении станции Брянск-Льговский.
3 октября 1943 года со станции Брянск-Льговский ушёл на фронт первый поезд с военными грузами. В течение двух лет (1944 -1945 гг.) через Брянск за сутки проходило более десяти поездов-эшелонов со стратегически важными для победы грузами, в обратную сторону шли санитарные поезда с ранеными бойцами.
Мирное небо и светлая память
После окончания войны многие фронтовики вернулись к работе на железной дороге. Бывшие разведчики, танкисты, артиллеристы, пулемётчики, пехотинцы и связисты стали водить поезда, управлять движением, строить новые железнодорожные пути.
Память о ветеранах, не вернувшихся с полей сражений и трудившихся в отрасли в послевоенные годы, свято хранят железнодорожники Брянского региона МЖД - на многих предприятиях установлены обелиски, открыты памятные доски и музейные комнаты - дань памяти и уважения ко всем, кто прошёл военное лихолетье. Эта память вечна. Нам с нею жить.
Материал предоставлен Службой корпоративных коммуникаций Московской железной дороги.