О Марине Старовойтовой из брянской Унечи вся страна узнала пять лет назад – тогда она уже пару лет работала помощником капитана на атомном ледоколе «Ямал». А на днях о ней заговорил весь мир – бывшая учительница русского языка и литературы сама возглавила «зубастое» судно.
Вызов себе…
Атомный ледокол «Ямал», на носу которого нарисована зубастая улыбка акулы, – это целый плавучий городок, стремительное движение которого обеспечивают два ядерных реактора. На борту – и столовая, и подогреваемый бассейн, и спортзал… Экипажу, конечно, нужно отдыхать, а вот атомоход не спит. Управлять им – сложнейшая задача. О том, что теперь эту миссию возложили на Марину Старовойтову, стало известно на прошлой неделе на торжестве в честь 80‑летия атомной промышленности России, прошедшем в Нижнем Новгороде.
«Это значимое событие как для меня, так и для истории атомного ледокольного флота. Очень горжусь, что мне оказано редчайшее доверие, о котором мечтает каждый судоводитель… Рейсы в Арктику были мне наиболее интересны. Всегда восхищалась мощностью ледокола. И задалась вопросом: «А смогу ли управлять им?». Это был вызов самой себе», – рассказала журналистам сразу после получения значка капитана Марина Николаевна.
На малую родину она ещё не вернулась, но скоро прибудет – вместе с 14‑летним сыном, с которым сейчас отдыхает в том же Нижнем Новгороде. В унечской школе их возвращения ждут – хотят попросить прославившуюся родительницу провести встречу с детьми. Может, кто-то из них тоже захочет пойти по морскому пути…
– Знала, что мама моего ученика ходит в плавание. А о том, что её повысят до капитана, нет. Хотя она, Марина Николаевна, мне звонила и предупреждала, не вдаваясь в подробности, что они с сыном уедут, но вернутся к 1 сентября», – рассказала классная руководительница мальчика, учитель школы № 3 города Унечи Брянской области Екатерина Пузанова.
Сын Старовойтовой флотом не грезит, хотя знает о нём не понаслышке – в рейсах мама не только каждый день звонит по спутниковой видеосвязи, проверяет уроки, но и показывает происходящее вокруг. Однако мальчишке, как и многим подросткам сейчас, ближе компьютерные игры и изучение программ.
– Недели две назад Марина уехала с сыном, моим внуком. Мы с ним подозревали, что ей могут присвоить должность командира судна, но она об этом особо не говорила. Я узнала о награждении поздно вечером, когда оно уже прошло. А сыну она могла и заранее рассказать, – поделилась свекровь Старовойтовой Людмила Герасимовна.
… и пример другим
Сама Марина Николаевна с профессией, похоже, определилась давно. Её изначально тянуло к геройству – в конце 90‑х хотела связать жизнь с воздухом и поступить в Рязанское десантное училище, но девушек туда стали принимать только десять лет спустя. Поэтому, окончив пединститут в Брянске, стала учителем в сельской унечской школе.
«Вставала в 5 утра, потом 40 минут ехала на электричке и столько же шла пешком, потому что до деревни автобусы не ходили», – рассказывала редакции «АиФ» несколько лет назад Марина Старовойтова.
Продержалась в глубинке она недолго – притянула большая вода. Когда в 2005‑м узнала от знакомых, что Мурманское морское пароходство набирает женщин в экипаж, то заочно поступила в морскую академию имени адмирала С. О. Макарова в СанктПетербурге. Было ей тогда 23 года.
– В школе Марина изучала французский язык, а я преподавала английский в том классе, где она училась. Английский ей понадобился в мореходке, и я её готовила. Вообще эта девушка всегда отличалась активностью – и верхом на лошадях скакала, и автомобилем давно управляет, и на гитаре играет, и волейболом занимается, – отметила учитель школы № 1 в Унече Марина Гавричкова.
Недалеко от этой школы – родительский дом, в котором с детьми живёт старшая сестра Старовойтовой, работающая медсестрой. Мамы и папы уже не стало. А Марина с сыном всё также располагается в однокомнатной квартире, которая после каюты кажется просторной…
В 2014‑м Марина получила диплом инженера-судоводителя. А в свободное от учёбы время зарабатывала необходимый стаж. Её первый выход в море на контейнеровозе «Севморпуть» длился 11 месяцев – она отвечала за чистоту на кухне и в каютах.
«Первый рейс запомнился тем, что я впервые столкнулась с качкой. Всё падало, голова кружилась… Это было ужасно! Но потом ночью увидела северное сияние – стояла на палубе, смотрела и забыла и про качку, и про холод», – поделилась с журналистами уже не старший помощник, а капитан Старовойтова.
За 20 лет она прошла путь от матроса до командира. Её рейс на «Ямале» из Мурманска по Северному морскому пути через Карское и Баренцево моря длится четыре месяца. Столько же – отпуск с семьёй. И хотя в своих странствиях Марина Николаевна всегда тоскует по сыну, эту женщину, идущую сквозь льды и другие препятствия, не остановить.
«Буря не подвластна ничьим законам. Как и душа, которая то спокойна, то штормит…» – комментировала Старовойтова.