Владимир Немтуров о том, почему всю сознательную жизнь читает нашу газету

Владимир Павлович пользуется и Интернетом, но это, говорит, штука далёкая, а газета создаётся рядом с человеком и для него. © / Владимир Немтуров / Из личного архива

Владимира Немтурова можно назвать однолюбом - больше 40 лет он проработал на одном предприятии, дослужившись до его руководителя. И столько же выписывает одну газету - «АиФ» - которую не выпускает из рук даже на заслуженном отдыхе.

   
   

9 октября наш герой отметит свой 90-летний юбилей в родном селе Старые Бобовичи Новозыбковского района.

В поисках правды

- Владимир Павлович, как познакомились с «АиФом»?

- Коллега принёс один из первых номеров, предложил почитать новую газетку (С 1978 года «Аргументы и факты» издавались как информационный бюллетень, а с 1991-го - как газета. - Прим. ред.). С тех пор её и выписываю.

- Почему именно эту газету?

- Считаю, в плане содержательности остальной прессе нужно у вас поучиться. Здесь всё по делу написано, может, за исключением некоторой рекламы, но без неё сегодня никто не обходится. А вот редакционным материалам веришь. Журналист должен освещать все вопросы чётко, без выкрутасов, не пытаясь угодить власти или бизнесу. Такую справедливость я люблю и нахожу в вашей газете. Правда не бывает только сладкой, есть в ней и кислинка, и горчинка. Люди должны получать весь спектр этих чувств и сами выбирать, что им ближе, делать выводы. Да, чтобы браться за щипучие, актуальные темы, отстаивать права людей, нужно иметь смелость. Но иначе в обществе ничего не поменяется - излечиться, как известно, можно только вскрыв нарыв. Однако всё чаще газеты вынуждены существовать за счёт госконтрактов, которые мешают сохранять независимость и выпускать критические материалы, а именно они и нужны простому народу.

Сделано с душой

- Несмотря на почтенный возраст, вы и Интернетом пользуетесь. Как считаете, сможет он полностью заменить остальные СМИ?

   
   

- По-моему, газета никогда не утратит своей значимости. Она создаётся, корректируется, улучшается рядом с человеком, а Интернет - штука далёкая, в нём нет той души, а соответственно и некой самоцензуры, внутреннего тормоза, защищающего от скатывания до морального разложения, оттого в Сеть и выкладывают всё что угодно. Увы, телевидение теперь тоже часто не воспитывает, а развращает общество, там такие вещи крутят, что нужно скорее убирать молодёжь от экранов.

Владимир Немтуров родился в 1931 году в деревне Старые Бобовичи Новозыбковского района Брянской области. В 1950-м окончил отделение механизации Новозыбковского сельхозтехникума и по направлению поехал трудиться механиком на Смоленщину. Потом ушёл в армию, а после неё получил приглашение работать уже в родном селе. В 1994 году отправился на пенсию в должности начальника передвижной механизированной колонны №46. Фото: Из личного архива/ Владимир Немтуров

- Раньше действительно было лучше, как многие сейчас говорят?

- У каждого времени есть свои нюансы. Но при СССР человек не боялся остаться без работы и куска хлеба, он был обеспечен необходимым, видел будущее. Тогда существовало государственное планирование - конечно, не всегда оно выполнялось, где-то цифры подрисовывались. Тем не менее страна была могучей благодаря собственному производству. Мы не сырьё продавали, а сами его перерабатывали, делали изделия, и никакими санкциями нас тогда бы не запугали. А сегодня непонятно, в чьих руках находится экономика. Пусть остаются частные фирмы, но и государственные нужны для здоровой конкуренции и развития той же промышленности. У нас же недра богатые, вот только эти ресурсы куда-то утекают, и потенциала не видно.

Круговорот в природе

- Вы работали на земле. Что выращивали тогда в Новозыбковском районе?

- Все сельскохозяйственные культуры: и зерновые, и картофель и корнеплоды - ту же свёклу, морковь, капусту. Сейчас лучшие земли скупили частники, они тоже получают хорошие урожаи, но с помощью минеральных удобрений, которых с каждым годом подсыпают всё больше. А это уничтожает гумусный горизонт почвы - по сути, перегной постепенно распадётся, остаётся лишь песок, на котором лет через 15-20 уже ничего не сможет расти.

Нашим землям в нечернозёмной зоне нужны органические удобрения. Когда повсеместно существовали колхозы, в которых выращивали свиней, скот, то навоза хватало. Частично органику мы получали и из торфа, который заготавливали и засыпали в землю. Но это тоже варварство, ведь торф - та же земля, на которой мы живём, и нельзя её так раскапывать и расходовать.

- А чем именно занималось ваше предприятие?

- Это был госорган, который сначала обрабатывал землю в колхозах - они в ту пору не могли позволить себе приобрести нужные машины. В районе у нас существовали две такие машинно-тракторные станции (МТС): одна в Новозыбкове, другую позже построили в Старых Бобовичах. После реорганизации технику МТС продали тем же колхозам. На базе в Новозыбкове организовали отделение сельхозтехники, занимавшееся в основном её ремонтом, а на базе нашей организации в Бобовичах - луго-мелиоративную станцию (ЛМС), перешедшую в подчинение Брянскому управлению водного хозяйства. Затем ЛМС развивалась в машинно-мелиоративную станцию (ММС) и далее - в передвижную механизированную колонну (ПМК), которая уже разрабатывала луго-пастбищные угодья и осушала земли для дальнейшего использования под севооборот. То есть где-то мы строили оросительную систему, а где-то дренажную - это довольно непростая задача.

- Специалистов у нас же готовили?

- В основном в ПМК поступали гидротехники и инженеры из Белоруссии. Там находилась крупная фирма «Главполесье устрой», которую знал весь мир. У неё были свои заводы для производства всех необходимых конструкций. Это ведомство, к которому относились шесть районов Брянской области, многое сделало для наших земель в своё время.

«Журналист должен освещать все вопросы чётко, без выкрутасов, не пытаясь угодить власти или бизнесу. Такую справедливость я люблю и нахожу в вашей газете».

- Тема бережного отношения к окружающей среде сейчас особенно актуальна…

- Да. Без природы мы просто не проживём. Ни за какие деньги, поверьте. Те миллиарды, которые некоторые нахватали, окажутся пустыми бумажками. Сейчас достаточно одну кнопку нажать, чтобы вся планета разлетелась вдребезги. Поэтому, считаю, на самом высоком уровне пора поставить точку в вопросах вооружения. Учёному миру, высочайшим руководителям надо собраться за большим «круглым столом» и идти на уступки там, где, казалось бы, нельзя уступить.