Для зимних забав время не подходящее – решили брянские власти после трагедии с детьми, которая произошла в областном центре на прошлой неделе. Но утонули школьники, как мы выяснили, не из-за ватрушек, хотя именно на надувные сани «спустили всех собак»…
Санкции на пустом месте?
В Бежицком районе Брянска, в микрорайоне Московском, двое третьеклассников 9-ти лет после уроков, в обед, пошли кататься на тюбинге (разговорное название ватрушки). И утонули, скатившись в незамерзающую из-за течения полынью Десны – такую версию изначально озвучила горадминистрация со слов свидетеля – мужчины, который увидел тонувших в реке ребят, проезжая по Первомайскому мосту, и сообщил о происшествии на номер 112. На месте развернули беспрецедентную по масштабам спасательную операцию, но детей не могут найти до сих пор – уже неделю…
Надувные сани действительно развивают большую скорость и в отличие от обычных не поддаются управлению. Брянцы ранее уже просили запретить продавать эти опасные транспортные средства – после новостей о том, что на новогодних каникулах в областном центре, в роще «Соловьи», мужчина насмерть разбился на тюбинге, видимо, влетев в дерево. ЧП произошло на несанкционированном спуске, а выбирать нужно подготовленные трассы, но даже их, отмечают специалисты, стоит сначала пройти и осмотреть на наличие «подводных камней». В районе Кургана Бессмертия, недалеко от печально известного бесплатного оврага, восемь лет действовал обустроенный платный спуск, но в среду, 21 января, его закрыли – на следующий день после трагедии с детьми в Бежице. В группе ВК горнолыжного комплекса «Лапландия» появился пост: «Из-за недавних крайне неприятных событий, связанных с неаккуратностью взрослого человека, съехавшего с заброшенного горнолыжного склона в роще и насмерть разбившегося на ватрушке, подняли на уши весь Брянск; а также двоих утонувших детей, около которых оказались ватрушки (хотя ватрушка – это надутая шина или по-другому спасательный круг для тонущих). Мы все очень обеспокоены этими нелепыми смертями и искренне приносим свои соболезнования семьям погибших! Каждый из этих случаев, безусловно, необходимо расследовать и сделать важные выводы, а именно – создать много безопасных возможностей для катания с горок и предпринять меры по отношению к небезопасным, но ни в коем случае не ставить полные запреты на исторически сложившейся русской забаве».
О других платных горках брянцы и прежде не слышали. А бесплатные этой зимой строить не стали. Хотя снега в январе выпало хоть отбавляй – вот дети и ринулись к ближайшим доступным склонам: берегам водоёмов, обочинам проезжих частей… Эти небезопасные спуски теперь ликвидируют – засыпают песком. Что, может, и имеет смысл, но не имеет отношения к трагедии, случившейся с детьми в Бежице. Виноват там вовсе не тюбинг…
Неизвестный герой?
В микрорайоне Московском дети действительно катались с горки – с насыпи мостовой. Но метрах в двухстах от Десны, а так не разгонишься даже на ватрушке. Плюс обстановка на месте происшествия, которую оценили прибывшие вскоре сотрудники регионального следкома, говорила о том, что ребята не скатились, а подошли к реке, но один – слишком близко: тонкая кромка льда не выдержала, и мальчик провалился в воду, а его тюбинг так и остался на краю льда. Спасать друга побежал второй школьник, который в тот момент находился на берегу, на прочном 15‑сантиметровом льду, где и бросил свой тюбинг. В экстренной ситуации ребёнок проявил смелость, но не хватило смекалки – возьми он ватрушку и кинь её тонувшему – оба мальчика бы уцелели. А без «спасательного круга» дети скрылись под ледяной водой ещё до того, как подоспели случайные свидетели…
«Сотрудники Следственного комитета, МЧС, полиции и других органов методично рассказывают ребятам, что на лёд опасно выходить. Эту профилактическую работу ведём даже в тех районах региона, где дети учатся удалённо из-за обстрелов – связываемся со школьниками по видеосвязи и разъясняем правила безопасности и поведения в критических ситуациях. Но действовать нужно сообща, ведь дети – наше будущее, и одними запретами их не убедишь, важно предлагать альтернативу. В советское и постсоветское время ребёнок мог идти по улице и просто зайти в секцию, позаниматься там чем-то интересным. И сейчас госучреждения должны вовлекать мальчиков и девочек в свою инфраструктуру, чтобы те спокойно приобщались к науке, спорту, музыке, искусству…» – прокомментировал старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Брянской области Александр Афонин.
От слов – к делу?
О солидарной ответственности родителей и властей говорит и новый закон «Об отдельных мерах по защите прав детей на территории Брянской области». Появился он по инициативе региональной прокуратуры и меньше месяца назад, в конце декабря, был принят в окончательном чтении депутатами облдумы. По этому закону (подробнее с ним можно ознакомиться, перейдя по QR-коду ниже) ребята до 16 лет не могут пребывать на водных объектах без сопровождения мам и пап. А пока родители на работе, следить за ребятнёй, по сути, должны органы государственной власти и местного самоуправления – с одной стороны, не допуская нахождения детей в опасных местах, а с другой – создавая благоприятные условия для деятельности физкультурно-спортивных, культурных и других детских организаций. Дело за «малым» – начать исполнять букву закона…
Надзорное ведомство напомнило администрации Брянска, что детей нельзя допускать к опасным спускам, и даже пояснило, как сделать их безопасными: «К таким мерам, в частности, относятся: установка ограждений, обработка склонов противолёдными материалами, монтаж предупреждающих знаков и информационных щитов».
А вот перекрыть реку, как предлагали некоторые брянцы, не выйдет. Согласно Водному кодексу РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, должны оставаться общедоступными, уточнил заместитель природоохранного прокурора Брянской области Антон Трошин.
Хотя участок Десны в микрорайоне Московском люди уже прозвали гиблым местом – в прошлом году в первый день лета там утонули 18‑летний студент и 16‑летняя школьница, их тела удалось обнаружить эхолотом только на четвёртые сутки.
А двоих 9‑летних ребят ещё ищут. В понедельник, 26 января, на момент подготовки материала, был седьмой день поисков – к вечеру обследовали 30 500 м2 акватории, пробурили 50 майнов, то есть отверстий для погружений водолазов – в операции задействован 21 дайвер, а также прорубили 3050 лунок для спуска оборудования – дно осматривают подводные дроны и камеры. Всего в поисках участвуют более 70 человек и 18 единиц спецтехники. На помощь брянским спасателям прибыли коллеги с аппаратурой из Орловской и Калужской областей, а ещё волонтёры из Москвы и Санкт-Петербурга со своей техникой. Но поиски осложняются быстрым течением и сложным рельефом дна, а также морозом – на берегу развёрнуты пункты обогрева и горячего питания, уточнили в региональном МЧС.
«Водное направление у поискового отряда «ЛизаАлерт» появилось три года назад в Питере – городе на воде. Но отправляемся на поиски детей и в другие регионы – летом тоже приезжали в Брянск. Самый долгий и непрерывный поиск на воде в истории нашего отряда был в прошлом году в Ленинградской области – в конце марта в городе Никольске под лёд реки Тосны, впадающей в Неву, провалился 6‑летний мальчик. Искали его почти месяц в общей сложности больше 230 добровольцев. Акватория площадью 570 000 м2 обследовалась неоднократно. Места, которые уже осмотрели, приходилось исследовать снова и снова... Лишь на 28‑й день тело ребёнка нашли», – поделилась старший поисковой группы Марина Быско.