Редкое спасибо. Владимир Белов о работе пожарных и отношении к ней брянчан

Владимир Белов родился в Трубчевском районе, в селе Городцы. Поступил в Брянский филиал Московского мелиоративного института, откуда был призван на срочную службу в пожарную охрану столицы. По возвращении, в начале 90-х, его институт расформировали и присоединили к Кокинской сельхозакадемии. Её и окончил по специальности инженер-механик. А работать пошёл рядовым пожарным при УВД. В 2002 году, когда появилось МЧС, дослужился уже до заместителя начальника службы пожаротушения. © / пресс-служба ГУ МЧС по Брянской области

Они идут туда, откуда остальные бегут, говорят о пожарных. Вопреки инстинкту самосохранения, каждый день эти люди заходят в неизвестность, и рискуют своей жизнью, чтобы спасти других.

   
   

Замначальника службы - начальник дежурной смены службы пожаротушения ГУ МЧС России по Брянской области Владимир Белов указом президента награждён медалью «За спасение погибавших» и ведомственной медалью «За отвагу при пожаре». Но о своих заслугах он говорить не любит. Да и особо некогда - если не на выезде, то на прямой связи с диспетчерами: координирует работу по звонкам, поступающим от брянцев. Однако в коротких перерывах нам удалось с ним пообщаться.

Сложный выбор

Зимой преимущественно горит частный сектор, где ещё используют печи, нагружают старую проводку электрообогревателями. Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Брянской области

- Владимир Анатольевич, в этой сфере вы почти 30 лет и служите в подразделении, которое выезжает на самые сложные пожары, дорожно-транспортные происшествия и не только. Неужели нет страха перед такими вызовами?

- Бывают такие моменты, когда существует даже угроза взрыва, но целенаправленно туда идёшь. Долг обязывает. А в процессе уже не замечаешь страха, осознание приходит чуть позже.

Вообще в трудных случаях в течение часа вся служба пожаротушения собирается на рабочем месте, даже из дому. У каждого в личном автомобиле есть боевая одежда, каска, и он всегда готов.

- Часто приходится так подрываться?

- По сравнению с 1990-ми и 2000 годами пожаров в принципе стало меньше, в том числе сложных. А раньше видели, как горят заводы с отравляющими веществами. Или лакокрасочные склады. Температуры там настолько высокие, что невозможно пройти - мы ползком пробирались до очага и подавали стволы. Сейчас безопасности уделяется гораздо больше внимания, появились и сигнализации, и всевозможные защитные занавесы, которые опускаются, предотвращая распространение огня, и автоматические установки пожаротушения. Так, в одном торговом центре к нашему приезду всё было ликвидировано. Хотя, конечно, может и «выстрелить», как в Кемерове в 2018-м… Проблема в том, что растёт количество мест массового пребывания людей, а в отделке помещений теперь используется практически один пластик. В том же торговом центре «Зимняя вишня» камеры видеонаблюдения сняли, как плотный дым распространяется по большой пощади за пару минут. Достаточно сделать всего несколько вдохов этих продуктов горения, чтобы задохнуться.

   
   

- И всё же детей и взрослых тогда могли спасти?

- Выбирать приходилось всего из двух вариантов. Допустим, прибывшим подразделениям сказали, что в кинотеатре 30 человек, а пожарных - только десять и соответственно столько спасательных устройств с кислородом. То есть вывести могли в лучшем случае треть зала, и то если все щели в него зрители забили тряпками от едкого смрада. Да и выхвати ещё в панике этих десятерых... А остальные обречены. Либо можно было попытаться оперативно потушить пожар и выпустить дым в надежде, что он не успеет добраться до забаррикадированных и они останутся живы. Ребята так и начали делать, но начальника караула и начальника пожаротушения в итоге посадили в тюрьму. Хотя та ситуация - патовая, и, какое решение в ней ни прими, всё равно не избежать жертв.

Имущество или жизнь

- А что касается пожаров в многоквартирных и частных домах, какая тут специфика?

- Зимой преимущественно горит частный сектор, где ещё используют печи, нагружают старую проводку электрообогревателями. Причём много развившихся пожаров. Буквально на днях звонок: что-то у нас свет моргает. По прибытии оказалось, что дом на две семьи, и во второй его половине, где не было хозяев, огонь через второй этаж уже перекинулся на чердак. А соседи не сразу и поняли, что за стеной происходит. Когда пламя полыхает, важно не допустить распространения на ближайшие постройки. Как в Ростове, когда выгорали кварталы.

«На спине висит 12-килограммовый дыхательный аппарат плюс два пожарных рукава с собой надо взять, фонарь, радиостанцию, а то и бензорез, чтобы вскрыть дверь. И на верхний этаж взбежать».

В многоэтажках, как правило, железные двери, через которые открытый огонь из квартир не проникает. Зато распространяется сильное задымление по стояку и подъезду. Хорошо, когда в доме больше десяти этажей, это значит, что отдельно от лифтов расположены незадымляемые лестничные клетки, до которых людям только нужно дойти. А в пяти- или девятиэтажках общая лестница. На такой в Екатеринбурге почти месяц назад погибли жильцы пятого и седьмого этажей, когда квартира горела на втором. Потому что вышли в подъезд, сообщили наши коллеги в разборе пожара. А должны были остаться в квартире и отправиться на балкон - оттуда спасатели обязательно снимут. Ну или обеспечат подачу воздуха и безопасно выведут через подъезд.

- Как ведут себя спасённые?

- Слова благодарности - редкость. Спасибо за свою службу раза три всего слышал. Не принято у нас это, видимо. А в Америке, читаешь, профессия пожарного считается чуть ли не самой почётной.

Представьте, в Володарском районе Брянска три года назад горела квартира. Ребята сделали хозяину искусственное дыхание, привели в чувство, даже кота его вытащили. И вот этот мужчина уже сидит в подъезде, гладит своего питомца, а когда понимает, что квартира залита, подскакивает и начинает «поливать» пожарных: «Да вы мне всё имущество испортили!». А если бы не они, пять минут назад он бы богу душу отдал.

От заявки - до выезда

- А как с культурой на дорогах, уступают проезд?

- Начали, может, благодаря средствам массовой информации. А вот проезды во дворах… Но это, скорее, претензии к застройщикам. Человеку же надо куда-то машину поставить, с собой в квартиру её не понесёшь. Особенно такая проблема актуальна на улицах Брянского Фронта, Романа Брянского, которые возводили лет десять назад. Сейчас городские власти контролируют этот вопрос, и такие объекты не сдаются.

- Тем не менее побегать пожарным приходится. Правда, что их амуниция весит около 30 килограммов?

- Одежда, конечно, не такая тяжёлая. Но на спине висит 12-килограммовый дыхательный аппарат плюс два пожарных рукава с собой надо взять, фонарь, радиостанцию, а то и бензорез, чтобы вскрыть дверь. И на верхний этаж взбежать - лифтами-то мы не пользуемся, они могут в любой момент остановиться. Поэтому у нас регулярные занятия в спортзале, зачёты по физподготовке. Ведь если пожарный элементарно не подтянется, то себя не спасёт, не то, что других...

- Владимир Анатольевич, а сколько времени отводится на сборы перед выездом?

- На соревнованиях мой сын поставил рекорд - оделся за девять секунд. Хотя на пятёрку требуется уложиться в 20 секунд. В реальных условиях сбор и выезд - максимум в течение минуты, и то когда спецтехника имеет систему, при которой нужно накачать тормоза.

- Так сын пошёл по вашим стопам?

- Старший, он служит заместителем начальника пятой части на Новостройке. А младший учится в университете, хочет стать инженером - они тоже нужны стране.