Повторяй за мной. Ирина Миркина - о флешмобах по-брянски

Однако в последнее время интерпретация флешмоба сильно изменилась. Он перестал быть просто развлечением. В него стали вкладывать нечто большее. Например, с его помощью научились выражать протесты и привлекать внимание к злободневным проблемам.

   
   

О том, почему этот вид социальной активности так сильно трансформировался и чем он так цепляет, поговорим с Ириной МИРКИНОЙ, брянской градозащитницей.

Флешмоб меняет жизнь к лучшему Фото: Из личного архива

От развлечения к действию

Ольга Момот, WWW.BRYANSK.AIF.RU: - Ирина, как думаете, почему флешмобы стали у нас так популярны, это ведь не наше социальное явление?

Ирина Миркина: - Задача любого флешмоба - собрать максимальное количество участников действа в определённое время в определённом месте. У флешмобов нет политической или идейной окраски, нет идеолога, есть только время, место и действие и то, как правило, не более 15 минут. Если происходит что-то необычное в обычном месте - на площади, в метро, на вокзале - это привлекает внимание, вызывая улыбку. Сами участники собираются стихийно и производят какое-то действие, будь-то надувание мыльных пузырей или запускание небесных фонариков, или радостное размахивание флажками. То, что мы вкладываем в это понятие сейчас, нечто большее, чем просто развлечение. Современный флешмоб стал побуждением к действию. Разумеется, наши соотечественники не остались в стороне от этого нового веяния, особенно в эпоху Интернета, где можно увидеть, как такие акции проходят за рубежом.

Досье
Ирина МИРКИНА, брянская градозащитница, родилась в Брянске. По образованию педагог и психолог.

- В прошлом году вы проводили в Брянске необычный творческий флешмоб в поддержку разрушающихся памятников культурного наследия на бульваре Гагарина. Расскажите, чья это была идея и почему пришлось устраивать перфоманс, чтобы привлечь внимание городских властей и общественности к вполне очевидной проблеме?

- Всё началось с Есенинских чтений в защиту домов купцов Приваловых на Садовнической улице в Москве, где когда-то свой творческий путь начал Сергей Есенин и другие поэты Серебряного века. Неравнодушные люди стали собираться у этих домов и читать стихи, потом поэтический марафон подхватил Петербург, Екатеринбург, а затем и Брянск. Я предложила идею нашим общественникам, они поддержали и пришли на бульвар Гагарина к разрушающемуся памятнику архитектуры - дому Боровича, где мы и читали стихи. Идея творческого воздействия на сердца и умы людей всем очень понравилась, впоследствии родилась идея уличного перфоманса. В нём ключевым стал образ Старого города - человека с чемоданом и патефоном. Изначально перфоманс задумывался как спектакль - пантомима на «крыше» дома Боровича, у нас был сценарий, реквизит. Мы много раз были на этой крыше и с реставратором Перовым, и с актрисой Викторией Константиновской. И ни разу нас не сгоняла полиция. Но в день перфоманса нас, актёров, просто не пустили на крышу разрушенного памятника! Пришлось провести просто фотосессию у разрушающегося дома братьев Чулковых, который тоже, кстати, является памятником архитектуры.

Справка
«Флешмоб» - заранее спланированная массовая акция, когда множество людей появляется в общественном месте и делает что-то необычное - танцует, поёт, выполняет акробатически трюки… После чего все расходятся как ни в чём не бывало.

- И как, помогло?    
   

- Отчасти. Правда, не сразу и не так, как нам бы хотелось. Чиновники из департамента культуры зашевелились, стали искать собственников разрушающихся десятилетиями памятников, подавать в суд «за ненадлежащее содержание объектов культурного наследия», суд наказал за бездействие рублём собственника дома доктора Полянского. И тишина… Департамент культуры завяз в болезненном процессе реорганизации. А дома-памятники как разрушались, так разрушаются и поныне. Жаль, что нашему городу и его жителям наш перфоманс не помог спасти дома. Есть и другой пример. Если помните, прошлым летом на Рождественской горе (возле торгового центра) началась незаконная стройка, во время которой экскаваторами была срыта значительная часть культурного слоя с костями, черепом и артефактами, но редкие находки не стали поводом для приостановки работ. Пришлось проводить очередной флешмоб вместе с пикетом. На один из них пришёл тогда ещё градоначальник Вячеслав Тулупов.

Отсутствие интереса к происходящему - чисто брянская черта. Фото: Из личного архива

«Блинно-лимонный» протест

- Какие самые необычные флешмобы вам приходилось видеть? Был ли в них какой-то смысл или их проводили ради забавы?

- Мне запомнился питерский «лимонный» флешмоб, который проводили в 2008 году у Михайловского театра. Собравшиеся перед театром люди начали чистить лимоны в знак того, что никаким «лимонерам» (миллионерам), по их мнению, не позволено нарушать закон. Или «блинный» флешмоб в Таврическом саду на Масленницу. Все, кто приходил, съедали блин за блином из огромной блинной «высотки» как протест против высотного строительства в историческом центре города. На самом деле, привлекать внимание можно разными способами, всё дело в фантазии и возможностях энтузиастов.

- Выходит, при помощи «развлечения» можно поднять любую проблему?

- Абсолютно. Главное – уметь её преподнести в правильном ракурсе, не обыденно, чтобы ею заинтересовалось как можно больше людей, ведь задача этой социальной акции – не совершить переворот, а обратить на проблему внимание и подключить к ней как можно больше неравнодушных. Голос одного никто не услышит, а если единомышленников будет много, можно чего-то и добиться.

- А много у нас таких неравнодушных, как думаете?

- Практика последних лет в Брянске показывает, что их ряды немногочисленны, но они есть. Это радует. Люди не глупы и не слепы. Они всё замечают и обсуждают в сообществах. Однажды они перестанут бояться потерять своё рабочее место и выйдут на площади и улицы города, чтобы что-то изменилось к лучшему. А пока окружающие видят в любой акции, флешмобе или пикете непременно политическую подоплёку или самопиар.

Ряды неравнодушных граждан в Брянске немногочисленны. Фото: Из личного архива

Всем присоединяться

- И всё-таки, язык флешмоба доступен далеко не всем, как старшее поколение реагирует на такие акции?

- Молодёжи понятнее язык флешмоба только потому, что она постоянно находится в соцсетях и умеет пользоваться Интернетом. Им проще общаться между собой, что-то придумывать и организовывать. Старшему поколению ничего не мешает присоединиться к ним. Будь-то творческий, социальный или развлекательный флешмоб. Например, одни из самых распространённых в мире: запуск небесных фонариков или мыльных пузырей. На такие массовые мероприятия вообще ходят целыми семьями.

- За границей есть целые агентства, предлагающие услуги по оказанию различных флешмобов, как думаете, почему у нас их ещё нет?

- Коммерциализация флешмобов - вещь давно обыденная. Просто у нас эту нишу заняли праздничные агентства, предлагающие тысячу и один способ, как весело и необычно разнообразить свой досуг. Правда, такие флешмобы не имеют ничего общего с теми, которые отстаивают социальную идею.