Безаварийная эксплуатация подводных переходов магистральных трубопроводов – одна из главных задач при транспортировке нефти и нефтепродуктов. Что такое подводный переход? Это часть трубы, которая пролегает в водоёме – под дном или выше него - и требует особо пристального внимания специалистов. В АО «Транснефть – Дружба» постоянно проходят учебные тренировки на подводных переходах нефтяных магистралей для отработки действий при нештатных случаях.
Глубина не помеха
Строительство подводных участков трубопроводов, по которым движутся нефть или нефтепродукты – дело сложное и очень ответственное. Под толщей воды трубу просто так не разглядеть, а обеспечить её надёжную и безопасную для окружающего мира работу просто необходимо. Процесс контролируют специалисты с гидролокаторами в руках, при строительстве подводного перехода постоянно замеряют параметры будущего «ложа» нефтяной трубы. Самый важный, волнительный и ответственный момент- прокладка участка нефтепровода в русле водоёма, в толще воды. А дальше- постоянный контроль за подводной трубой, диагностика её состояния.
Подводных переходов на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах у компании всего 115. Шутка ли- легендарный трубопровод тянется от берегов Волги до западных границ нашей страны. Если длину всех подводных участков сложить, общая протяжённость подводных переходов превысит 243 километра.
Быть в форме
Тщательный контроль каждого сантиметра трубопровода под водой – только часть мер безопасности, которые принимаются специалистами предприятия. Для каждого подводного перехода разработан план действий, если содержимое трубы вдруг окажется снаружи. Да и сами нефтепроводчики готовы встретить любую нештатную ситуацию во всеоружии. Ликвидацию условных ЧП на подводных переходах нефтяных магистралей с завидной периодичностью отрабатывают на учебно-тренировочных занятиях. Одно из таких комплексных учебно–тренировочных занятий прошло на реке Большая Вязовка в Самарской области. Это один из регионов, где расположены объекты предприятия.
Падение давления в подводной части трубопровода ниже нормы, частичная разгерметизация трубы, выход нефти на поверхность реки – все вводные, конечно, условны. Но, действия служб и подразделений по устранению разлива углеводородов самые настоящие, всё проходит по плану. Ремонтники и другие участники тренировки действуют чётко и оперативно. Задача у каждого своя, а цель одна – найти и обезвредить. Давшую «протечку» задвижку на трубе обнаруживают и оперативно чинят. В это время другие специалисты перекрывают ход «нефтяному пятну», устанавливая на его пути три рубежа боновых заграждений. По сценарию всё, что успело «выйти» на водную гладь Большой Вязовки, с помощью специализированного оборудования собирается и впоследствии утилизируется.
Отличный результат
Наблюдательные комиссии, в числе которых представители региональных ведомств МЧС России, неизменно ставят участникам учебно-тренировочных занятий «Транснефть – Дружбы» высокие оценки за показанные результаты. Так было и по итогам учений на подводном переходе магистрального нефтепровода на реке Большая Вязовка. За этим результатом стоит профессионализм и опыт всех подразделений предприятия, которые отвечают за предупреждение и ликвидацию возможных инцидентов на производственных объектах.
Сейчас нефтепроводчики готовятся к отработке навыков совместных действий при ликвидации нештатной ситуации на подводном переходе магистрального нефтепровода на реке Кадада в Пензенской области. Можно не сомневаться, что и эту задачу нефтепроводчики выполнят на отлично.