Выплаты сиротам - меньше прожиточного минимума на детей, установленного в Брянской области. При этом ребят нужно не только прокормить, одеть и обуть, но и создать для них нормальные жилищные условия.
В тесноте, да не в обиде
Пенсионерка Любовь Николаевна из Почепа - мать-героиня. Хотя официально этот статус она не получала, её по праву можно так называть. После смерти мужа женщина сама подняла на ноги пятерых своих детей - для этого трудилась сразу на трёх работах. А когда не стало дочери, то взяла на поруки трёх её малышек. Кроме того, уже восемь лет, с 2015 года, воспитывает и троих приёмных мальчишек.
«Опека знала, что я ответственный опекун для своих внучек и предложила взять на время ещё троих чужих ребят, младшему из которых тогда было два годика. Их мать попала в тюрьму, но после освобождения отказалась от своих детей. Я к ним за три года привыкла, а они ко мне. Сказали: «Бабушка, мы всё равно убежим обратно к тебе из детдома или другой семьи». Так и остались», - вспоминает Любовь Николаевна.
Мальчики и девочки живут дружно и помогают по хозяйству - кормят кур, возделывают огород. Но и с таким хозяйством прокормить шестерых детей непросто.
«Хлеб для экономии пеку сама - купила сегодня две буханки и четыре батона, так завтра их уже не будет. Но накормить - это полдела, нужно ещё в школу собрать. Только на форму для девятиклассника потратила почти 5 тысяч рублей. Плюс каждому надо по три пары обуви - для физкультуры, на сменку и на повседневку. Одни кроссовки минимум 2 тысячи стоят, и хорошо, если их на месяц хватит - сами знаете, как сейчас обувь делают... А за что ни возьмись - ничего нам не положено. Ни денег на школьную форму как многодетным семьям, ни бесплатного школьного питания как сиротам - я каждый месяц за него плачу по 3 тысячи. Даже президентские выплаты первый год получала, а на следующий в них отказали - у вас, мол, доход превышен. Обидно, конечно. Помимо небольшой пенсии получаю от государства зарплату, но только за приёмных ребят - за троих 14 тысяч. И по 9 тысяч на содержание каждого ребёнка - но как протянуть на эти деньги, если даже прожиточный минимум на детей в Брянской области сейчас составляет почти 13,5 тысячи? Выкручиваемся как можем», - делится многодетная бабушка.
Под ветхой крышей
Выплаты сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, каждый регион устанавливает на своё усмотрение и выплачивает из областного бюджета. Каждый год эти суммы индексируются на 6%, но так и не вырастут до прожиточного минимума.
«Существуют разные формы устройства сироты в новую семью, - пояснили в департаменте семьи и социальной политики Брянской области. - Безвозмездная - это опека и попечительство, то есть деньги перечисляют только на содержание подопечного ребёнка (до 6 лет - 7722 рубля, а от 6 до 18 лет - 8684 рубля) и на его проезд в общественном транспорте (359 рублей). А возмездная опека - это когда ребёнка оформляют в приёмную семью и приёмный родитель ещё получает за его воспитание зарплату (6632 рубля за одного ребёнка и дополнительно 5025 рубля - за каждого последующего). А если ребёнка усыновляют или удочеряют, то он становится уже родительским и теряет все положенные сироте выплаты и льготы, в частности, право на получение квартиры от государства по достижении совершеннолетия».
Меры поддержки сирот и приёмных родителей прописаны в законах Брянской области - №168-З и №108-З соответственно. А на основании указа губернатора №180 положена выплата 700 рублей в месяц на оплату комуслуг и до 20 тысяч на приобретение строительных материалов для ремонта жилого помещения. Но получить их непросто - жильё должно быть в собственности сироты либо, если это муниципальная квартира, ребёнок должен быть включён в ордер.
«Дом старый, нужно менять обветшавшую крышу, но на ремонт нам денег не дают, потому что там прописаны ещё два моих сына и дочка. Они с нами не живут, но в большинстве семей ведь проживают и другие родственники, так что непонятно, получает ли вообще кто-то эти выплаты. Нам бы они не помешали - кровлю уже надо менять, иначе потолок скоро просто упадёт на головы детей», - сетует Любовь Николаевна.