17 сентября Брянск отметит очередную годовщину освобождения от немецко-фашитских захватчиков и День города. А 19 сентября свой 90-летний юбилей отметит ветеран Великой Отечественной войны и уважаемый общественный деятель Яков Зигеров.
Он известен, прежде всего, как человек, посвятивший более 30 лет жизни развитию спорта и туризма в Брянске и области. А его личные рекорды и достижения надолго вошли в историю Брянска.
Футбол с немцами
Наталья Салтыкова, «АиФ-Брянк»: Яков Михайлович, в конце 1940-х годов вы были кумиром всех брянских мальчишек – вратарём местной футбольной команды «Спартак». С чего началось ваше увлечение спортом?
Яков Зигеров: В футбол, как и большинство мальчишек, играл с детства. Гоняли с ребятами мяч в оврагах. Я хоть и ростом не вышел, стоял на воротах. Играли улица на улицу. Не только в футбол, ещё в лапту, клёц. В основном во что-то спортивное и подвижное. Таких развлечений, как у сегодняшней детворы, тогда ведь не было – ни телевизоров, ни компьютеров. Даже стадионов в Брянске ещё не построили. Всё свободное время пропадали во дворах. А потом война началась, стало не до игр…
- Когда о своём детском увлечении вспомнили вновь?
- Очень не скоро. Нашу семью эвакуировали в Свердловскую область вместе со швейной фабрикой имени Сталина, на которой работали мои родители. Жили мы в деревне Речкалова. Приходилось много трудиться в колхозе. А осенью 1943-го меня призвали в армию. Полгода провёл в «учебке», потом на фронт связистом отправили. Наш батальон прошёл с боями Прибалтику, Польшу, принимал участие в штурме Берлина. А в футбол снова довелось сыграть уже после войны. Через год после Великой Победы. В то время я ещё в Германии дослуживал, вот мы и сыграли матч с немецкими футболистами. Правда, за это нагоняй потом получили от командования, так как игру организовали без разрешения. Мы в том матче, кстати, победили 1:0, поэтому сильно нас наказывать не стали.
- Расскажите, как вы снова в Брянск вернулись?
- В 1946 году меня демобилизовали, но я ещё целый год провёл в Германии. Учился на электрика. До войны ведь только семь классов успел окончить - ни специальности, ни профессии. Для таких, как я, специально организовали годичные курсы. После учёбы получил направление на работу в Москву. Домой лишь ненадолго приехал в отпуск. Сестра в слёзы: «Как же мы без тебя тут будем?». И правда, в семье положение было тяжёлое - отец умер, мать и младший братзаболели туберкулёзом. Бедность страшная. Я подумал, подумал и попросил перевести меня в Брянск. В Москве удивились сначала. Слыханное ли дело - отказываться от работы в столице. Потом даже похвалили, ведь всё ради семьи, ради родных мне людей. Так я и вернулся в свой город. Работал сначала на одном из заводов, потом в горэлектросети.
Стадионы не пустовали
- Яков Михайлович, как вы всё-таки попали в брянский «Спартак»?
- Друг рассказал, что в городе создают футбольную команду, предложил записаться. Я, как и в детстве, пошёл во вратари. Получалось вроде неплохо, меня заметили, пригласили работать инструктором в спортобщество «Спартак», а в 1954-м выбрали его председателем. Двенадцать лет им руководил! Хвастаться не люблю, но при мне «Спартак» стал одним из сильнейших спортивных обществ в области. Первые мастера спорта СССР на Брянщине - спартаковцы. Например, велосипедисты Валерий Горкунов и Нина Брикс в 1960-е прославляли нашу область на всесоюзных и международных соревнованиях. Много хороших ребят было и в лыжном спорте, а также в других видах.
- Это всё спорт высших достижений, а как обстояли в то время дела с массовым спортом? Его в Брянске развивали?
- А как же! На заводах, фабриках, в учебных заведениях создавали свои коллективы физкуль- туры, которые соревновались между собой. Производственная гимнастика была обязательной. Проводили городские эстафеты, областные спартакиады: профсоюзов, школьников, сельских спортсменов. Брянские стадионы не пустовали даже в будние дни. А уж в выходные и праздники там яблоку негде было упасть. Можно сказать, в те годы был культ спорта. Им занимался буквально каждый. Это было престижно. Не то что сейчас…
От туристов не было отбоя
- Как получилось, что вы сменили направление деятельности и из спорта перешли в туризм?
- В 1967 году меня избрали председателем облспорткомитета. Но работал я там недолго. Иван Зуев, председатель областного совета профсоюза, пригласил меня возглавить совет по туризму. Сказал, что другой кандидатуры кроме меня на эту должность не видит. Дело это тогда для Брянщины было новым, интересным. Я согласился и начал работать. Сфера туризма в те годы была на хозрасчёте. Приходилось думать, как самим себя финансово обеспечивать. Почти в каждом районном центре мы создали городские бюро путешествий, в Брянске построили гостиницу «Турист», организовали турбазу в Белых Берегах. Отправляли жителей Брянска и области путешествовать по Советскому Союзу и сами принимали гостей из других городов.
- Какие туристические маршруты на Брянщине в те годы были особенно популярны?
- Традиционно посещали Партизанскую поляну, Дятьковский хрустальный завод, Клинцы. Обзорные экскурсии на автобусах по Брянску пользовались большим успехом. Мы арендовали 15 автобусов в автоколонне. Постепенно заимели и собственный автопарк - 12 машин. Внештатных экскурсоводов у нас работало человек 20-30. Был даже разработан водный маршрут Трубчевск-Чернигов. Нам для этих целей выделили небольшой теплоходик мест на сорок. И по нашей просьбе расчистили по маршруту Десну.
- И много туристов тогда посещали наш город?
- Много. Летом Белобережская турбаза была забита под завязку. Гости приезжали не только из столицы или соседних регионов, но и из Мурманска, Астрахани и других отдалённых городов. Да что говорить, если даже по дороге, допустим, из Москвы в Киев туристические автобусы обязательно сворачивали на Партизанскую поляну и проезжали через Брянск с обзорной экскурсией. Зимой, конечно, туристов меньше было. И мы разрабатывали уже для брянцев специальные маршруты выходного дня. Жаль, сейчас такого нет. Власти, конечно, постоянно говорят о развитии внутреннего туризма, но конкретно почему-то ничего не делают. Да и начинать всё нужно практически с нуля. Хотя опыт в этой сфере у нас был колоссальный.