Мы побеседовали с предпринимателем Валерием Субботиным, выпускающим самые разные деревянные изделия – от изысканных бричек до обыкновенных деревянных колёс. Он поделился секретом того, как предприятие прошлого может приносить доход в настоящем.
Мария Андрюшина, «АиФ-Брянск»: Валерий, ваше производство никак не назовёшь обыкновенным. Почему решили заняться именно таким редким делом?
Валерий Субботин: Всё началось с того, что я выкупил старое предприятие. Оно распродавалось за долги. Честно говоря, сначала я хотел просто сдать это предприятие на металлолом. Не верилось, что от него может быть хоть какая-то польза. Всё было в ужасном состоянии: помещение, сталинские станки… Но от этой затеи меня отговорили работники, некоторые из которых отдали предприятию полжизни. И я подумал: почему бы не попробовать всё привести в порядок? Да и предприятие стало жалко. Вот так потихонечку я и отремонтировал станки, потом сделал первый пробный заказ - 50 колёс.
- А для чего нужен такой, ставший специфическим сегодня, товар?
- Их используют для красоты, в декоративных целях: в кафе, парках или на приусадебных участках. Сегодня даже киностудии делают у нас большие заказы - им нужен реквизит для съёмок. Недавно, например, мы отправили свой товар - телеги - в станицу Вёшенскую, прямо на родину писателя Михаила Шолохова. Скоро там начнутся съёмки новой версии фильма «Тихий Дон». И наши телеги будут нужны в качестве декораций.
- Вы, наверное, проделали долгий путь, прежде чем предприятие стало прибыльным. Много было трудностей?
- Самым непростым было отсортировать плохое оборудование от хорошего. Ведь это залог будущего успеха. Вообще многое пришлось приводить в порядок. Также передо мной стояла непростая задача: при- влечь людей с правильным отношением к делу. Работники просто не понимали, что предприятие уже не государственное. Поэтому и отношение к работе оставалось прежним, советским: отсидеть за станком и уйти домой, прихватив с собой на память какую-нибудь деревяшку. Пришлось объяснять, что зарплата будет зависеть от качественно выполненной работы.
- А не приходилось сталкиваться с непониманием окружающих? Никто не спрашивал: «Зачем тебе это надо?»
- Если честно, многие надо мной даже посмеивались. Мол, сейчас прогресс, XXI век, а вы телегами занимаетесь. Есть те, кто до сих пор относятся к моему делу с долей иронии. Как я на это реагирую? Где-то прислушиваюсь к людям, а где-то и сам посмеиваюсь.
- Вам кто-нибудь помогает в этом бизнесе?
- В основном свои дела я веду сам. У нас ещё есть и семейный бизнес: занимаемся сельским хозяйством. Сеем, пашем - отдыхать некогда! По правде говоря, это отнимает даже больше времени, чем производство телег и колёс. Поэтому всюду приходится успевать. Не хочется, чтобы наше обозное производство угасло, особенно если вкладываешь в это всю душу. Ещё в детстве мне нравилось что-то мастерить, например авиамодели, возиться с радиотехникой. Приятно не только видеть результат своей работы, но и потом суметь научить этому других. Поэтому я стараюсь контролировать производственный процесс. Если кому-то что-то непонятно, стараюсь объяснить. Если у человека не получается - показываю, как нужно делать. Мне не сложно самому стать за станок.
- Наверное, на Брянщине немного людей, которые, как и вы, занимаются подобным редким производством?
- Насколько мне известно, такого производства на европейской части России нет вообще. Это неудивительно: занятие старыми ремёслами - дело трудное и довольно рискованное.
- Тогда что бы вы посоветовали тем, кого вдохновит ваш пример? Где ждать подводных камней?
- В первую очередь важно знать, с кем ты работаешь. Люди, на которых можно положиться, - это главный фактор успеха. Ну и конечно, самое главное - видеть перед собой цель, к которой движешься. Нужно постоянно ставить задачи и выполнять их, чтобы прийти к этой цели. Если нет чёткого бизнес-плана - дело
успеха не принесёт. В основе всего должна лежать интересная, уникальная идея. С ней подводных камней можно не бояться.
- Тогда и телеги начнут приносить прибыль?
- Да, но небольшую. К этому нужно быть готовым, если выпускаешь эксклюзивную продукцию, не предназначенную для широкого круга потребителей. Я занимаюсь своим делом, потому что мне это интересно. Хотя, конечно, если бы оно совсем не приносило прибыли, не стало бы тратить своё время. Наше
предприятие основано на базе Почепского обозного цеха - одного из старейших предприятий Брянской области. Хотелось бы, чтобы оно стало таким же известным, как раньше. Поэтому мы много работаем, стараемся выпускать самую разную продукцию.
- Посмотришь, в других регионах люди гордятся своими промыслами, делают их успешным брендом. Почему у нас не возрождают ремесла?
- А нужно ли их возрождать в таком широком смысле? Я считаю, что в первую очередь следует заниматься новыми технологиями. Старое вымирает, уступая место новому, чему-то более совершенному. Конечно, нам не стоит совсем забывать древние промыслы. Это часть нашей культуры, историческая память. Наши предки посвящали ремёслам всю свою жизнь. Думаю, сегодня кто-то и занимается их возрождением, только, скорее всего, по мелочам. Например, делают сувениры. Но прошлое - это прошлое. Нужно двигаться вместе с прогрессом, нельзя стоять на одном месте. Современное общество постоянно развивается, поэтому у нас нет другого пути.
- Так, может, бросить тогда, в том числе и вашу затею? Но вы почему-то не бросаете?
- Я вижу в этом сохранение нашей культуры, корней. Когда люди будут смотреть на такие изделия, держать их в руках, они невольно ощутят дыхание прошлого. И поймут, как тяжело раньше жилось ремесленникам. Потому что за каждым, даже самым маленьким изделием стояли долгие часы упорного труда и бессонные ночи. Нужно уважать и поддерживать своё культурное прошлое. Забыть об этом - значит погубить все, чем жили наши предки.
Смотрите также:
- Один день депутата Георгия Абушенко Путешествие в родные места →
- 18+. Зачем взрослым нужны раскраски? →
- Зазеркалье: туда и обратно →