В начале прошлого месяца в деревне Боюры Почепского района сгорело сразу 14 домов, в том числе жильё 90-летней Ефросиньи Николаевны Хомченко. Её саму спасло то, что в это время она была у дочери. Однако находящиеся на самоизоляции чиновники бед труженицы тыла не замечают, так как... не работают.
Зато на днях ей выдали постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, где вероятной причиной пожара названо «возгорание сухой травы от искр, возникших при перехлёсте проводов линий электропередач» из-за сильного ветра. А утраченный дом в полученных бумагах и вовсе значится нежилым.
Последняя из старожилов
Как рассказала нам дочь труженицы тыла Галина Ерошкина, на зиму приходилось забирать мать к себе, в соседнюю деревню. Потому что у старушки стоит кардиостимулятор и ей запрещено поднимать тяжести, а в холодное время года в Боюрах нужно топить печь дровами. Да и магазина там нет, продукты раньше доставляла автолавка, но потом перестала. Затем на улице отключили и колонку с водой - гонять насос только из-за одного человека, мол, невыгодно, ведь соседи-дачники пробурили себе скважины на участках.
Тем не менее каждую весну, только начинало пригревать солнце, Ефросинья Николаевна просилась обратно в родную усадьбу. В её отсутствие за домом следила дочь: в прошлом году покрасила полы, отремонтировала покосившуюся рубку, побелила печь, освежила окна и двери. К тому же регулярно привозила маме воду, еду и лекарства.
«В этом году она захотела в Боюры ещё в 20-х числах марта, но я уговорила дождаться Пасхи. Собиралась к 19 апреля всё подготовить, высушить подушки с матрасами - мы же ничего не увозили, кроме её зимних вещей. А 3 апреля мне позвонили и сказали, что мамин дом горит. Я подъехала через 20 минут, но спасать уже было нечего - на улице, окутанной чёрным дымом, полыхала одна постройка за другой, повсюду разрывался и разлетался шифер... Эта картина у меня до сих пор перед глазами. Люди сказали, что, будь там бабушка, точно не выбралась бы, - поделилась Галина. - Скрывать от мамы случившееся было бесполезно. Для неё это, конечно, стало ударом. Дом они сами построили вместе с моим отцом, которого уже нет, в 1970-х. Годами наживалось имущество: мебель, ковры с паласами, фирменный холодильник с плитой, стиральная машинка с телевизором, пила с газонокосилкой. Не осталось даже документов».
И если их можно восстановить, то помощь от государства, которую ждёт старушка, пока под вопросом. Жильё она не страховала, приватизировать его тоже не думала, да и не требовалось этого раньше, хватало прописки. Теперь пережившей огонь войны и мирного времени женщине предлагают побороться за свои права наравне с другими.
По закону или по совести?
«Граждане, которые в результате пожара утратили жильё, могут рассчитывать на предоставление временного либо на денежное возмещение причинённого ущерба, которое не превышает 120 тысяч рублей. Учитывается вид собственности, причина пожара и другие факторы. Так что придётся представить в администрацию Почепского района ряд документов. Во-первых, справку от МЧС по итогам расследования. Во-вторых, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В-третьих, выписку из похозяйственной книги о виде собственности. В-четвёртых, справку из Пенсионного фонда о доходах бабушки и о том, что она является труженицей тыла. Рассмотрев эти бумаги, комиссия примет решение. Если откажет в помощи, то должна будет объяснить, на каком основании», - прокомментировала ситуацию старший помощник прокурора области Лилия Кравченко.
Только оказалось, что районная администрация сейчас не работает, а выйдут из самоизоляции чиновники не раньше июня. Мы будем следить за развитием событий и сообщим о результате в следующих номерах.