Начистоту. Загрязнённые радиацией брянские сёла хотят реабилитировать

Радионуклиды в окружающей среде со временем распадаются, но уже полученное организмом облучение не проходит бесследно. © / pixabay.com

В конце этого года завершится очередной этап так называемой чернобыльской программы. И количество территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС, в Брянской области может сократиться.

   
   

Напомним: каждые пять лет границы радиоактивных зон пересматривают в сторону уменьшения. Так, если изначально в нашем регионе к загрязнённым относились 1316 населённых пунктов, то на сегодняшний день их насчитывается уже 749.

Экономика в плюсе

А вскоре по идее станет ещё на 106 меньше - столько посёлков и деревень хотят вернуть к обычной жизни. На каждый такой объект, сообщил на прошлой неделе представитель МЧС России Алексей Финогенов, подготовили специальные паспорта. В них, как нам удалось выяснить, внесли десятки различных показателей. В то время как раньше рассматривали лишь два параметра - уровень загрязнения почвы и среднюю дозу облучения организма.

Сейчас речь идёт не только о замерах внешнего и внутреннего радиоактивного фона. Анализируют также социально-экономическое состояние населённого пункта. На основе этих данных к декабрю должны выработать рекомендации для региональных властей по развитию конкретной территории. В частности, насколько реально изменить её статус. 

Исследуемые населённые пункты не называют, но, по имеющейся у нас информации, это небольшие деревни, в которых проживает около 50 человек. Находятся они по сути в изоляции - вокруг ни производств, ни работы. Теперь эти сёла хотят возродить. А точнее, ввести пустующие земли в сельхозоборот - всего в области простаивает около 17 тысяч таких гектаров.

«Брянская область была загрязнена в основном радионуклидами цезий-137 и стронций-90. Период их полураспада составляет 30 и 29 лет соответственно. А с апреля 1986 года, с момента аварии на атомной электростанции, прошло почти 36 лет. Так что уровень радиации потихоньку снижается, территории очищаются. Начинают использовать леса, где раньше рубки были запрещены. Но прежде чем назначить лесосеку, радиационная лаборатория берёт на пробу образцы древесины и подтверждает сертификатом её соответствие нормам. Аналогичная процедура будет проводиться и на этих почвах - выращенной там продукции сначала придётся пройти радиационный контроль. Да и местным жителям выгодно, чтобы земля использовалась, тогда они получат рабочие места», - считает кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, декан лесохозяйственного факультета БГИТУ Дмитрий Нартов.    

Люди в минусе

За проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения Пенсионный фонд доплачивает, но суммы эти невелики - от 67 до 1357 рублей в месяц, в зависимости от категории получателя. А размер пособия по безработице составляет от 183 до 735 рублей - выжить на эти деньги надо постараться. Но и такой поддержки люди лишатся, если статус населённого пункта изменится.

   
   

«Они десятилетиями жили в заражённой зоне, уже получили облучение, а потом вдруг их деревню признают «чистой» и льготы отменяют. Где логика? Надо вносить изменения в федеральный закон, чтобы оставить эти и без того мизерные выплаты. Мне, как ликвидатору, например, положен бесплатный проезд, лечение, лекарства. Но вместо этих услуг я выбрал ежемесячную денежную выплату - она меньше трёх тысяч. На таблетки, конечно, уходит больше, но я хотя бы могу выбирать, какой препарат лучше взять, а в больнице бесплатно выписывают только определённый», - делится брянец Николай Гапеенков.

От 67 до 1357 руб. в месяц компенсируют за проживание в зонах радиоактивного загрязнения. Но и такой поддержки люди лишатся, если статус населённого пункта изменится.

На несовершенство действующего законодательства обратил внимание в своём докладе и уполномоченный по правам человека в Брянской области Вячеслав Тулупов. Но если проблему столько лет не решали, то обратят ли на неё внимание теперь?