В конце лета в Аэропарке вновь открылся магазин шведского бренда H&M. Однако поговаривают, что проработает он недолго - до распродажи большей части товаров. Другие зарубежные бренды одежды масс-маркета так и не вернулись на российский рынок, а третьи ещё собираются окончательно с него уйти.
Торговые центры в областном центре медленно пустеют. А те компании, которые всё же остались, взвинтили цены вдвое, а то и втрое. Но брянцы не расстроены таким положением дел - у нас в стране, да и в самом регионе вполне хватает фабрик, производящих не только одежду для детей и взрослых, но и обувь.
На вкус и цвет
По данным регионального правительства, в Брянской области шесть крупных и средних и около ста мелких предприятий лёгкой (в частности текстильной) промышленности. Они выпускают шерстяные и полушерстяные ткани, отшивают школьную форму и спецодежду, постельное бельё, трикотажные вещи, верхнюю одежду, обувь.
Ведущее предприятие текстильной отрасли региона - «Брянский камвольный комбинат» - выпускает около 30% от общего объёма продукции. Это крупнейший в России производитель по изготовлению широкого ассортимента тканей европейского уровня. А с 2004 года - ещё и основной поставщик тканей для федеральных органов исполнительной власти.
«Мы уже несколько лет покупаем школьную форму у этого поставщика, очень довольны и ценой, и качеством, - говорит мать брянского семиклассника Анна Стешкина. - В прошлом году решили для разнообразия купить польский комплект - оказалась «голая» синтетика. Сын и года не относил!».
Есть у нас и кожевенно-обувное производство. Его представляют кожевенное предприятие ООО «Лайка-Клинцы», а также «ОП „Стелла плюс “», выпускающее обувь под маркой «Франческо Донни», которая хорошо известна на всю Россию. Брянцы могут купить такую пару с небольшой наценкой - рядом с производством работает специализированный магазин.
«Там почти всегда очередь, особенно в выходные дни, - рассказывает горожанка Екатерина Шалевич, - люди приезжают и берут сразу несколько пар на каждый сезон. Обувь практичная, недорогая и хорошо носится. Единственный минус, на мой взгляд, - большинство моделей грубовато смотрятся на ноге. Не всем брянским модницам такое нравится».
Ткани преткновения
Больше всего предприятий занято в швейном производстве. Такие предприятия есть почти в каждом крупном районе Брянщины. У них собственные цеха по пошиву и отлаженный рынок сбыта.
«В Брянске много небольших производств, которые отшивают одежду и сотрудничают с известными российскими марками, - рассказывает «швейный» предприниматель Наталья Олейникова. - Те в свою очередь продают её под своими брендами. Вообще положительных отзывов о качестве отечественной текстильной продукции становится всё больше. Единственный вопрос - эта цена. Сложности с сырьём уже есть, хотя у нас ещё остался запас. Основные поставщики, к примеру, хлопка - Турция и Узбекистан. Альтернатива - белорусские ткани, но они же и наши конкуренты по готовым изделиям, особенно по трикотажной линейке. Есть ещё и ивановский текстиль, но там уже тоже подняли цену на сырьё».
«С февраля заказы резко упали, - рассказывает брянский дизайнер одежды и свадебный декоратор Маргарита Скичко. - До мая заказов почти не было - только те, что забронировали заранее. Люди были напуганы всем происходящим и не знали, стоит ли им вообще праздновать свадьбу в этом году, покупать платья для торжества. К лету всё вернулось в прежнее русло. А что касается материалов, которые нужны для оформления праздничных мероприятий - тот же баннер, пластик, плёнка, декоративные цветки, шары - брали американские. У них было высокое качество. Но сейчас этих товаров стало гораздо меньше, ценник взлетел, и пришлось от них отказаться. Альтернативу нашли у китайцев».
Онлайн с доставкой
Те, кому не по душе местный производитель, всегда могут купить всё необходимое в интернет-магазинах. Тем более после пандемии их количество резко возросло. Увеличилось и число интерактивных продавцов.
На таких торговых площадках сейчас можно найти что угодно: от свадебных платьев до сантехники, в том числе и «санкционные» бренды с хорошей скидкой. Но есть и минусы - товар может не соответствовать ожиданиям, сильно отличаться от представленной картинки, быть не по размеру…
Некоторые онлайн-магазины отказались от дополнительных упаковок доставляемого товара, из-за этого покупатели получают заказ с дефектами и отказываются от него ещё на пунктах выдачи. Другие стали брать с людей плату за возврат товара, который не подошёл. Есть случаи, когда покупатель вынужден частично оплачивать даже брак производителя.
«Брали дочери к новому учебному году туфли и кроссовки, заказали несколько пар на выбор, - рассказывает горожанка Наталья Семёнова. - Естественно, взяли не всё, а только то, что подошло. За каждую пару возврата с карты сняли по 50 рублей. В итоге вышло всё равно дешевле, чем в обычном магазине, но неприятный осадок остался».