Ничего живого
В сказках «молочные реки» - с «кисельными берегами», а в жизни - с мёртвыми. Как, например, у Вабли, протекающей по Стародубскому и Погарскому районам Брянской области.
Местные предприятия, которые не одно десятилетие загрязняли эту реку, теперь, похоже, одумались и пытаются её воскресить.
Мутная история
В Крещение Господне, 19 января, крупное стародубское предприятие, занимающееся производством овощной и мясной продукции, запустило локальную станцию предварительной очистки сточной воды. Доводить такие отходы жизнедеятельности завода до нормативного состояния, прежде чем сбросить их в водный объект, будут с помощью химических реагентов. Впрочем, это лишь снизит количество загрязняющих веществ до предельно допустимых значений, но не сведёт их на нет.
На очереди появление очистных сооружений на другом стародубском конвейере, выпускающем сыры и молочную продукцию. Шутка ли, но заработать установки там должны 1 апреля. Правда, по графику ввести их в эксплуатацию собирались в ноябре, потом перенесли на март, а теперь сроки сдвинули ещё на месяц. Если и тогда очистных не будет, руководство региона пригрозило закрыть завод.
«Река Вабля когда-то считалась самой чистой не только в Стародубском районе, но и в Брянской области. Что здесь сегодня? Река, в которой я в детстве купался, где мы мальчишками ловили рыбу, сейчас мёртвая», - сказал губернатор Александр Богомаз.
Очевидно, процесс реанимации водной артерии не быстрый. За долгие годы её «зашлаковывания» скопились донные отложения, которые в обозримом будущем продолжат негативно сказываться на флоре и фауне Вабли, констатируют специалисты.
Потребительская теория
Отметим, системы очистки обязаны быть на всех предприятиях, сбрасывающих свои стоки в водоёмы. Это требования Водного кодекса, Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
«Бизнес заинтересован в первую очередь в получении прибыли, а возведение очистных возлагает дополнительные расходы. Поэтому даже наличие этих сооружений не гарантирует сброс сточных вод без превышения нормативов. Хотя повышенная концентрация вредных веществ не всегда свидетельствует о желании предприятия сэкономить на химических реагентах для станции очистки, иногда такие показатели вызваны особенностями производственного процесса», - прокомментировал природоохранный прокурор области Сергей Антонов.
Тем не менее за уничтожение рек и озёр фирмам грозит уголовная ответственность по статье 250 УК РФ. К примеру, по части 1 за загрязнение поверхностных или подземных вод, которое нанесло существенный вред животному или растительному миру, предусмотрен штраф до 80 тысяч рублей или арест на срок до трёх месяцев. Соответствующее дело по инициативе прокуратуры ранее возбуждалось в отношении молочной компании из Севского района, деятельность которой привела к гибели рыбы в реке Сев. Теперь организация заботится о полной очистке своих сточных вод.