В прошлом номере мы рассказывали о том, что жильцы ветхих бараков всё же добиваются расселения. Но в некоторых случаях аварийное жильё достаточно основательно отремонтировать. Хотя и это непросто сделать.
Дырявый дом
В трёхэтажке по проспекту Ленина, 8 в селе Баклань Почепского района Брянской области плоская крыша настолько прохудилась, что больше напоминает решето. Талая и дождевая вода льётся до первого этажа – потолки и стены разрушаются вместе с электропроводкой. Часть розеток уже не работает, а исправными люди боятся пользоваться – и бытовая техника горит, и удар током легко получить.
«Не можем ничего делать! Ребёнка надо купать, а я опасаюсь в ванной бойлер включать, потому что сверху, с третьего этажа, течёт. Телевизор уже сгорел, стиральной машиной не пользуемся», – делится молодая мама Наталья Борисова.
Её соседка пенсионерка Мария Карасёва заставила тазиками всю квартиру, но вода всё равно собирается на кухне под плитой. «Это невыносимо», – вздыхает старушка.
Как пояснил член регионального штаба Народного фронта Валерий Егорушкин, дом не старый, но его кровля за последние годы пришла в негодность до критического состояния. Срочно требуется капитальный ремонт крыши, а он запланирован только на 2025-й. Общественники отправили в региональный фонд капремонта многоквартирных домов письмо с просьбой перенести работы на этот год.
Однако в фонде нам уточнили: программа капремонта формируется заранее. Ещё позапрошлой весной был составлен трёхлетний план работ – с 2023-го по 2025-й. И внести в него изменения может лишь специальная комиссия – по установлению необходимости проведения капремонта. Она находится при департаменте ТЭК и ЖКХ области и раз в квартал рассматривает поступившие обращения.
Отметим: те дома, где есть УК, регулярно платят за текущий ремонт и могут направить эти деньги на временное поддержание той же крыши, чтобы дождаться капитального восстановления. Но трёхэтажка в Баклани не имеет управляющей компании. Когда-то жильцы решили самостоятельно её обслуживать – латали кровлю как могли, но хватало ненадолго. Теперь им самим придётся готовить и пакет документов для внеочередной помощи из общего «котла».
Замкнутый круг
Сначала придётся нанять лицензированную организацию и провести техническое обследование крыши. А результаты проверки вместе с протоколом общего собрания и заявлением направить в ту самую комиссию при департаменте. Но она может и не одобрить перенос сроков.
«Капремонт проводят только за счёт взносов собственников по области, извне средства не поступают, поэтому ежегодно перечень домов ограничен имеющимся финансированием – его и оценивает комиссия. В частности, за сколько лет эта трёхэтажка вернёт в общий «котёл» заимствованные оттуда средства? Ведь другие тоже ждут капремонта. А поскольку в Баклани дом 18-квартирный, то объём сборов небольшой и несоизмеримый со стоимостью крыши. Установленный по области минимальный взнос рассчитан больше на многоэтажки с высокой окупаемостью, которые могут быстро собрать нужную сумму», – прокомментировали в региональном фонде капремонта многоквартирных домов.
Небольшим домам предлагают увеличить размер взносов на капремонт. Или уйти на спецсчёт, чтобы забрать уже собранные средства и самостоятельно ими распорядиться. Но в этом случае денег может не хватить, да и доступ к ним откроется лишь через год. Для сравнения: со спецсчёта в «котёл» переводят за месяц.
Так что дому в Баклани остаётся, похоже, рассчитывать только на плановый капремонт. Пока неизвестно, когда именно он начнётся в следующем году – в этом фонду ещё предстоит направить жильцам предложение, потом объявить торги, чтобы найти подрядчика на разработку проектно-сметной документации, а затем и исполнителя работ.
Но такие отдалённые перспективы для людей – как приговор. Чтобы изменить положение дел, они уже обратились на «прямую линию» Президента РФ. Поможет ли?