Причины коммунальных аварий могут быть разными. А вот закон, регулирующий предоставление таких услуг, один. По нему человек вправе и самостоятельно замерить температуру в квартире, чтобы получить перерасчёт за плохое отопление.
На других надейся…
«На выходных в подвале что-то ремонтировали, на пару часов отключали отопление. С тех пор батареи еле тёплые. И многие знакомые жалуются, что у них дома холодно», – делится брянчанка Елена Мазур.
Сначала нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании, чтобы та проверила качество отопительных услуг. Жалобу можно подать как письменно, так и устно, в том числе по телефону. Главное, чтобы её зарегистрировали.
Как правило, на вводе в дом стоят термометры и манометры давления, и если показатели на них ниже положенных значений, это легко зафиксировать – снять на фото или видео. Эти доказательства УК может предъявить поставщику, чтобы тот в свою очередь выяснил: тепло недодаёт котельная или оно теряется по пути к зданию? Обычно в морозы котельные, наоборот, начинают сильнее топить. И старые коммуникации не выдерживают таких нагрузок. К примеру, в пятницу, 19 января, в Бежицком районе Брянска два дома по улицам Харьковской и Камозина несколько часов остались без тепла из-за лопнувшей трубы. Хотя ветхие тепловые сети меняют и планомерно – 458,5 километра их модернизировали в области за последние семь лет, это три четверти от всего объёма аварийных коммуникаций. В том числе поэтому прорывы на теплотрассах относительно быстро находят и устраняют – для этого в регионе сформированы 224 аварийные бригады.
А если на входе в здание показатели в норме, то УК должна проверить внутридомовую систему, за которую отвечает. Общие трубы со временем могут просто засориться.
Но порой с отоплением «химичат» сами жильцы. Правда, поймать их за руку сложно – за закрытые двери они никого не пускают, вину свою не признают. Так, в многоквартирном доме в посёлке Октябрьском Брянского района люди мёрзли целую неделю. Управляющая компания перекладывала ответственность на поставщика теплоресурса, хотя тот заверял, что у него всё работает исправно. Тогда кто-то вспомнил, что ранее слышал этажом выше странный стук. Сосед, похоже, захотел утеплить квартиру и нарастить батарею посреди зимы – сначала самовольно отключил стояк, а когда включил вентиль, то из-за завоздушивания тепло по трубам уже не пошло. В итоге УК всё же согласилась стравить воздух – потребовалось всего 15 минут, чтобы решить проблему.
«Наказать такого нерадивого собственника можно – придётся провести экспертизу и зафиксировать нарушение. Но заявление в суд должна подать УК, а она вряд ли захочет с этим возиться – обслуживающие дом организации часто устраняются от помощи жильцам. Тогда люди должны брать инициативу в свои руки – жаловаться на УК в жилинспекцию, Роспотребнадзор или прокуратуру», – говорит эксперт в сфере ЖКХ Елена Ромашина.
… но закон знай!
Самостоятельно можно и понять, насколько «погода в доме» соответствует нормативам. По правилам температура должна быть не ниже 18 градусов в жилых помещениях и не ниже 20 градусов в угловых комнатах. А если на улице холодает в среднем до минус 31 градуса, то уже не менее 20 и 22 градусов соответственно. Но замеры должны проводиться в центре самой большой комнаты на высоте одного метра и минимум в полуметре от батареи. При этом окна не должны сквозить.
«Если УК зарегистрировала требование жильца проверить качество предоставляемых ему отопительных услуг, но в установленное время не организовала проверку или уклоняется от её проведения, то человек вправе составить акт проверки в отсутствие исполнителя. Подписывают его минимум два потребителя и председатель совета многоквартирного дома либо председатель ТСЖ, ЖСК. Копия акта прикладывается к заявлению о перерасчёте платы за отопление, которое подаётся в УК, ТСЖ, ЖСК или ресурсоснабжающую организацию в случае прямого с ней договора в письменном виде с отметкой о получении на втором экземпляре, остающемся у заявителя. Также можно направить заявление о перерасчёте через электронные сервисы – ГИС ЖКХ или «Госуслуги. Дом»», – поясняет юрист Александр Шумейко.
По закону прервать подачу отопления могут суммарно на 24 часа в течение месяца. Либо единовременно: на 16 часов, если температура в квартире не ниже 12 градусов; на восемь часов, если от 12 до 10 градусов; на четыре часа, если от 10 до 8 градусов.
«За каждый час превышения допустимой продолжительности такого перерыва, а также за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении от нормы размер платы за отопление снижается на 0,15 процента. Таким образом, за каждые полные сутки должен быть произведён перерасчёт в размере 3,6 процента от месячной платы. Регулирует это Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года», – уточняет Александр Шумейко.