Обучение и воспитание одарённых учеников - это профессиональная компетентность для инновационной деятельности в будущем.
Основа развития
Развитие интеллектуального и творческого потенциала является в современной России и в регионе одной из приоритетных социальных задач.
Региональные центры создают в соответствии с поручением Президента РФ и стратегией научно-технического развития Российской Федерации. Образовательный фонд «Талант и успех» осуществляет экспертизу, методическую, информационную, юридическую поддержку создаваемых центров, участвует в налаживании связей с партнёрами, ведёт мониторинг последующего развития и трудоустройства выпускников.
В Брянске по распоряжению правительства области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» открыт Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи. Стоимость уникального образовательного центра «ОГМА» - более 400 миллионов рублей, выделенных из федерального и областного бюджетов. Региональная площадка работает по технологиям образовательного центра «Сириус» в Сочи. Ведущие направления: «Наука», «Искусство», «Спорт».
Здесь создана инфраструктура для реализации образовательных программ по направлениям (в том числе специализированные лаборатории, учебные классы, тренировочные залы, помещения для занятий искусством) и скомплектован штат ключевых сотрудников, обладающих необходимой квалификацией.
От экокосметики…
О педагогах, работающих с одарёнными детьми, мы побеседовали с заместителем директора Центра «ОГМА» Ольгой Васькиной.
Ирина Чернявская, «АиФ-Брянск»: Ольга Михайловна, что вы подразумеваете под понятием «одарённый ребенок», какие способности и таланты у него должны быть, чтобы попасть на профильную смену в «ОГМА»?
Ольга Васькина: Думаю, в первую очередь это высокомотивированные дети, те, которые проявляют интерес к какому-либо предмету, выходя за рамки школьной программы, хотят узнать больше, чем написано в учебнике. Другая категория детей - это ребята, которые уже достигли успехов в каких-либо конкурсах или олимпиадах. Мы готовы дать таким школьникам возможность углублённого изучения отдельных областей науки, погрузиться, к примеру, в изучение химии или биотехнологий.
- Какими должны быть педагоги, работающие с одарёнными детьми?
- Прежде всего, они должны быть профессионально компетентными, иметь определённые знания по психологии и педагогике детской одарённости, обладать особыми личностными качествами, эрудицией, то есть иметь широкие познания во многих областях жизни. Быть креативным, остроумным, готовым к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.
Стоит отметить сильный педагогический состав Регионального центра для одарённых детей и молодёжи: это кандидаты наук, педагоги высшей квалификационной категории, методисты по направлениям. Также преподавателями программ Регионального центра становятся выпускники столичных вузов. Все наши педагоги и воспитатели прошли курсы повышение квалификации в Брянском институте повышения квалификации работников образования по дополнительной профессиональной программе «Организация работы с одарёнными детьми и молодёжью в системе дополнительного образования».
Для педагогов, работающих в области развития детских талантов, образовательный центр «Сириус» предлагает программы повышения квалификации и профессиональной подготовки. Более пятидесяти процентов педагогов на сегодняшний день прошли профподготовку в образовательном центре «Сириус».
Все наши педагоги являются авторами образовательных программ, при планировании которых профессиональную поддержку нам оказывают члены экспертного и попечительского советов.
Так, при обучении по программе «Химия жизни» отдельное внимание уделялось ингредиентам косметических продуктов и натуральным эфирным маслам. Теперь под руководством наших педагогов дети могут научиться своими руками делать тоники, дезодоранты, средства для умывания и тренд последнего времени - антисептики. Такие профильные смены призваны развивать у учащихся профессиональную компетентность, необходимую для ведения инновационной профессиональной деятельности в будущем. Знания, полученные во время обучения, могут стать отправной точкой для ведения бизнеса по изготовлению экокосметики.
… до клонирования растений
- Чем отличаются занятия в «ОГМЕ» от школьных уроков?
- Лаборатории центра «ОГМА» - уникальное пространство. Каждая из них - это маленький научный центр. Дети в белых халатах под руководством педагогов проводят опыты и теоретические знания получают через практику. Например, изучают способы клонирования растений, рассматривают под микроскопом, как устроена клетка, работают с макетом человека, изучая внутренние органы.
Личность учителя является важнейшим фактором в процессе развития одарённых детей. Подготовленные педагоги больше ориентируются на творчество и эксперимент. Как говорил педагог-новатор Василий Сухомлинский: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».