Для того чтобы узнать, что «день грядущий нам готовит», кто-то ходит к гадалкам. А школьники Советского района знают, что определиться в будущем им помогут в самом центре города - в Брянском строительном колледже имени профессора Н. Е. Жуковского.
Он уже третий год предоставляет возможность брянским школьникам пройти профессиональные пробы и является одной из самых крупных площадок региона по количеству профориентационных направлений. В этом году их было девять: архитектор, бухгалтер, дизайнер графики/графический дизайнер, предприниматель малого бизнеса, геодезист, маляр строительный.
Сначала было слово - «тест»
«В этот раз наш колледж вновь открыл свои двери для обучающихся 6-11-х классов в рамках проекта ранней профориентации «Билет в будущее», - сказал директор колледжа Александр Куличенко. - Таким образом, выполняется поручение Президента России в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование»».
Так, на минувшей неделе площадки колледжа приняли около 200 ребят из городского лицей №1 имени А. С. Пушкина, гимназии №7 имени Героя России С. В. Василёва, средней школы №9 имени Ф. И. Тютчева.
«Проект «Билет в будущее» - хороший шанс для детей уже сегодня задуматься о своей будущей профессиональной деятельности. Участники профессиональных проб в игровой форме знакомятся с востребованными сегодня профессиями, узнают о специальностях, которые можно получить в нашем колледже», - отметила куратор проекта, заместитель директора по инновационной работе Брянского строительного колледжа Александра Криворот.
Сначала участники проб прошли тестирование - выполнили различные задания на онлайн платформе проекта, где у каждого из них есть свой личный кабинет. Такой срез знаний позволил ребятам выявить свои сильные стороны, узнать, какие профессии им будут наиболее интересны и какие навыки могут пригодиться. После этого участники перешли на реальные площадки и в действительности «примерили» на себя различные специальности. Такой подход позволяет лучше понять, что нравится ребёнку, а что нет, какие знания и навыки ему нужно подтянуть и как наверстать упущенное.
Сами профпробы включали работу с материалами, инструментами, оборудованием, программным обеспечением в условиях, максимально приближённых к реальной профессиональной деятельности.
От ящика для конфет до IT-программ
На профпробах ребята испытали свои силы в интересных заданиях. Они выполняли эскиз фасада здания молодёжного центра в Брянске. Оформляли первичные расчётные и кассовые документы, заполняли реквизиты и вносили данные в бухгалтерские документы. Создавали патерн с последующей визуализацией в графическом редакторе Adobe Illustrator. Выступали в роли учредителя, собственника бизнеса - сферу деятельности продумывали самостоятельно, исходя не только из личных увлечений, но и наличия свободных ниш на рынке. Выполняли простейшие измерения для получения горизонтального плана с помощью геодезического оборудования; получали исходные данные для получения рельефа; обрабатывали результаты в программе CREDO DAT; создавали конечный чертёж. Наносили декоративное покрытие на планшет с помощью трафарета. Иизготавливали небольшой деревянный ящик, который может использоваться для хранения мелочей, конфет. Занимались установкой и коммутацией электротехнического оборудования на поверхности в соответствии с принципиальной схемой. Создавали программы управления логическим реле согласно заданному алгоритму (среда программирования - FBD).
Правильные ориентиры
В профессиональных пробах большую роль играют наставники. Они знакомят ребят с профессией, под их руководством дети выполняют те или иные рабочие операции.
Кроме этого, по каждому из представленных направлений в колледже есть группа студентов, которые содействуют педагогам в организации профессиональных проб. Такое взаимодействие хорошо зарекомендовало себя - оно существует в колледже уже три года и используется в том числе при проведении различных конкурсов и мастер-классов.
«Профессиональные пробы для школьников - это, на мой взгляд, замечательная возможность узнать особенности новой профессии и, возможно, выбрать её для себя, - поделился своими впечатлениями студент 3-го курса строительного колледжа Егор Жердев. - Лично для меня эти мероприятия - шанс проверить свои знания и навыки на практике, постараться объяснить, увлечь ребят новым для них делом и ответить на их вопросы. Приняв участие в проекте в качестве студента-наставника, я почувствовал себя в роли учителя и оценил свои коммуникативные навыки. Мне очень понравилась моя роль».
На пробах дети взаимодействовали и с наставниками-сотрудниками колледжа. От этих опытных специалистов ребята получили не только необходимые теоретические знания, но и практические рекомендации, обратную связь, а по итогам пробы - заслуженную оценку.
«Наставник на профпробе - это не просто учитель, рассказывающий трудный и незнакомый материал школьнику, это первый проводник в специальность, - подчеркнула наставник проекта Екатерина Рак. - Наставник - это ещё и друг, который поможет справиться с волнением, с трудностями, возникающими в процессе выполнения практических заданий. Наставник должен быть умелым оратором, который увлекательным рассказом о мире новых возможностей и технологий заинтересует своих слушателей и откроет новые горизонты перед школьниками, мотивирует их на получение знаний и сформирует полное представление о своей компетенции. Наставник важен тем, что он не просто передаёт огромный опыт, но и понимает, что интересно подрастающему поколению, является тем важным звеном, которое позволит избежать ребёнку возможной ошибки в выборе будущей профессии - дела всей жизни».
По итогам профессиональных проб на электронном ресурсе участники заполнили анкету обратной связи. А система сформировала рекомендации по построению образовательно-профессиональной траектории - фактически оформила путёвку в жизнь.
Точки роста
«Проект «Билет в будущее» очень нужный. В старших классах подросткам уже необходимо выбирать конкретные направления и специальности, поэтому важно как можно раньше найти то, к чему есть предрасположенность, и начать развивать навыки. Формат проведения профессиональных проб не превышает получаса и не утомляет школьников. Таким образом, он даёт возможность детям посетить за отведённое время больше направлений», - уверен наставник проекта Сергей Комков.
Кстати, в строительном колледже ежегодно растёт количество направлений, по которым можно пройти профессиональные пробы. Это связано с тем, что материально-техническая база учебного заведения постоянно обновляется и совершенствуется - далеко не каждое действующее предприятие имеет такое современное оборудование.
Колледж неоднократно получал субсидии из федерального и регионального бюджетов. Сегодня здесь действуют девять мастерских, полностью соответствующих самым высоким стандартам и современным требованиям. Идя в ногу со временем, колледж пользуется популярностью не только у абитуриентов, поступающих для освоения программ среднего профессионального образования, но и среди школьников, желающих получить первую профессию или пройти довузовскую подготовку к профильным собеседованиям или экзаменам по архитектуре и дизайну. Обращаются сюда и уже действующие специалисты строительной отрасти для повышения квалификации или освоения новой компетенции.