В 11-м классе ребята готовятся к ЕГЭ и поступлению в высшее учебное заведение. А со следующего года могут заработать дополнительные баллы для такого зачисления ещё в 10-м классе, узнав лучше будущую профессию. Запустить предпрофессиональную подготовку планирует Брянский городской лицей №1 имени А. С. Пушкина вместе с крупными вузами и корпорациями.
Директор первого лицея Юрий Клюев рассказал о перспективах подробнее.
По спирали
Евгения Петровская, «АиФ-Брянск»: Юрий Александрович, в своё время лицей первым в регионе создал профильные классы для старшеклассников. Они изучали теорию и подкрепляли её практикой, которую засчитывали институты. Почему решили к этому вернуться?
Юрий Клюев: Жизнь движется по спирали, и сейчас очередной виток. Ещё недавно работать на заводе значило стоять за станком, а теперь это микропроцессы и нанотехнологии, ультратонкое производство. Наш «Кремний» тому пример. Дети должны это видеть и понимать, что такой труд требует фундаментальной подготовки. Долгое время ЕГЭ возводился в абсолют, и во многом это противостояло многим формам взаимодействия с вузами и предприятиями. Мне нравится ЕГЭ, но я против абсолютизации форм контроля, которые не могут быть целью образования детей по определению.
Лицей гарантирует качественную академическую базу и высокие результаты на ЕГЭ, а ещё возьмёт на себя часть практической программы - у нас сейчас строится IT-центр, где дети будут создавать трёхмерные прототипы объектов, так называемое 3D-прототипирование, а также осваивать тонкое заводское производство на встроенных образцах современного оборудования. Часть операций для несколько другого инженерного направления рассчитываем проводить в лабораториях Брянского государственного технического университета, а саму производственную практику ребятам готово обеспечить акционерное общество «Группа Кремний ЭЛ». И тут мне понравилось их предложение оплачивать практику в летний период. Такие дежурные группы мы сможем сформировать в пансионе «Орбита».
К чести наших партнёров, они прекрасно понимают, что будут дети, нацеленные не только на ведущие брянские, но и столичные вузы. И в «Кремнии» пошли ещё дальше - оговаривают возможность льготного поступления по целевым направлениям и в БГТУ, и в Московский институт электронной техники, национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский физико-технический институт. Получить такие направления, конечно, очень сложно, но возможно как раз благодаря классам корпоративного взаимодействия.
Пилотным станет один из инженерных классов - с ребятами уже поговорили, вскоре пригласим их родителей для общения вместе с нашими партнёрами.
- В перспективе такой формат будет организован по всем профилям лицея?
- Да, где-то уже внедряется. Закупили достаточно тренажёров для отработки искусственного дыхания, первой медицинской помощи. Эти навыки необходимы при сдаче предпрофессионального экзамена, который даёт до 10 баллов при поступлении в вузы. Но для этого надо показать прекрасное владение муляжной медициной, что и сделали в этом году несколько наших учеников, получив льготные права на зачисление. Кроме того, до пандемии наши дети посещали кардиологический и клинико-диагностический центры, сейчас такое взаимодействие, конечно, осложнено, но будет продолжено.
Кроме того, в этом году мы запустили научно-технологический класс - один из академических поделили на две подгруппы: гуманитарно-филологического и технического направления. То есть в них проходит изучение иностранного языка, но сцепка по двум разным ветвям, в первом случае с гуманитарными науками - историей и обществознанием, а во втором - с математикой и физикой. Тенденции таковы, что язык носит более прикладной характер, теперь не достаточно на нём говорить - специалист должен понимать инструкции к новейшим станкам, медицинскому оборудованию, уметь им пользоваться. В этом смысле нам нужна корпоративная поддержка того же БГТУ, БГУ, РАНХиГС.
Кстати, возвращаясь к медицинским классам. Наши выпускники поступают на такую интересную специальность, как врач-исследователь, в Сеченовский университет или университет Пирогова. И помимо химии, биологии, русского языка, сдают английский. В том числе для того, чтобы публиковаться в мировых научных журналах. В этом году прошла такой жесточайший отбор, прославила лицей и поступила на врача-исследователя Дарья Зайцева, папа которой трудится у нас учителем физкультуры.
Что касается гуманитарного направления, здесь потенциальными нашими партнёрами могут стать СМИ, чтобы дети проходили раннюю журналистскую практику, учились журналистской этике. Но опять же на трёхстороннем уровне, то есть взаимодействие должно быть и с журфаком БГУ.
Наука глазами школьника
- А с МГУ дружите уже больше 20 лет...
- И этой дружбе не помешала даже пандемия - провели в этом году и выездную школу, правда, в усечённом формате. А дальше будет больше - многие преподаватели Московского госуниверситета работают в Российской академии наук, которая тоже открывает нам огромные перспективы. Сейчас разговаривал с профессором РАН, членом координационного совета и нашей выпускницей Еленой Александровной Дергачёвой о том, что дети должны получать настоящее научное просвещение. Знать, что наука - это модно и интересно. Мало кто в курсе, что совсем недавно наряду с академиками, членами-корреспондентами учреждено звание и профессора РАН. И это сплошь молодые люди 35-40 лет, новое поколение учёных, которые ближе к современным детям.
На открытии сочинского «Сириуса» присутствовал Жорес Алфёров тогда ещё живущий и здравствующий нобелевский лауреат, оставшийся в нашей стране. Он сказал, что для старшеклассника лучший нобелевский лауреат - это студент второго курса. И он прав. Когда ребёнок смотрит на ещё вчерашнего выпускника, его успех ему ближе и понятнее. Например, в каком восторге на днях были дети, когда встретились с чемпионом России и мира Артёмом Осипенко! В свои 33 года он с ними, по большому счёту, на одной волне. И хотя добился такого успеха, остаётся на малой родине, так что тут у ребят тоже происходит переоценка ценностей.
Поэтому взаимодействие с РАН, и именно с её профессорами, будет уникальным. Недавно у нас в гостях был Степан Николаевич Калмыков, член-корреспондент РАН, нынешний декан химического факультета МГУ, и тоже затрагивал вопрос такого сотрудничества.
Кстати, считаю, что сейчас проигрывает такое направление, как детская наука и научная журналистика. Мы растим будущих учёных, и важно, чтобы они были и популяризаторами науки, научными журналистами, пока сами не сделали фундаментальных открытий. Мне кажется, юное лицо, освещающее науку, это настоящий прорыв. Поэтому в IT-центре создаём телестудию, где о науке будут говорить языком школьника. Но есть и школьная наука - это те самые азы исследовательской работы, которой в наших лабораториях дети уже занимаются и являются лауреатами престижных конкурсов, таких, как Всероссийские чтения имени Владимира Ивановича Вернадского или Всероссийский конкурс исследовательских работ имени Дмитрия Ивановича Менделеева.
То есть у нас в лицее есть и популяризаторы науки, и те, кто её творит и создаёт. Именно образование даёт науке будущих учёных, а наука нам - проверенную временем стратегию создания образовательных программ.
Дополнительное встроят в общее
- Новый информационный центр строится за областные деньги?
- Огромное спасибо директору регионального департамента образования и науки Елене Егоровой, которая большое внимание уделила развитию лицея в этой части. Наш центр привнесёт своё новшество - позволит встроить дополнительное образование в систему общего. Ремонтные работы в помещениях подходят к финишу, а со следующего года будет закупаться оборудование для разных зон, будь то хай-тек или телестудия.
Главная беспроигрышная инвестиция в жизнь - это получение качественного образования. И лицей гарантирует его не только по основным, но и по дополнительным направлениям.