На базе Брянского транспортного техникума состоялась областная олимпиада профессионального мастерства по специальности Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Участвовали в ней студенты техникумов и колледжей региона.
Первое место занял Антон Антонов из Брянского транспортного техникума (преподаватель Сергей Коротченко). Второе - Данила Сидоряко из Брянского профессионально-педагогического колледжа (преподаватель Владимир Зайцев). Третье место у Дениса Ерошкина, также студента транспортного техникума (преподаватель Михаил Зайцев).
Всё связано
А прежде эти ребята прошли отборочные тестирования внутри своих учебных заведений. Преподаватели-наставники, конечно, консультировали их перед олимпиадой по вопросам, на которые необходимо ещё раз обратить внимание, но самое главное и в теоретической и в практической подготовке - сложившаяся взаимосвязанная работа всех педагогов, ведущих образовательную программу.
«Приступая к её разработке, наш коллектив руководствуется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Это означает, что обучение по каждой специальности должно быть адаптированной системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, освоение которого и обеспечивает развитие личности, - говорит директор транспортного техникума Владимир Непогода. - Для создания условий, способствующих формированию и развитию будущего профессионала, важно, чтобы процесс такой адаптации ребят, поступающих в техникум, был последовательным, комфортным и логически обоснованным. Это связано с тем, что основная их часть стремится осваивать только дисциплины «профессионального цикла», изучение которых, по мнению студентов первого курса, и отвечает основной цели профессионального образования - формированию и развитию важных качеств будущих специалистов. А дисциплины общеобразовательного цикла представляются ребятам малозначительными, не требующими особого внимания. Поэтому задача преподавателей общеобразовательных дисциплин - не только обладать глубокими знаниями предмета и современно подавать учебный материал, но и показывать его профессиональную направленность».
Интегрировать содержание общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями в техникуме начали ещё в 2017 году. Процесс этот, подчёркивают специалисты, не быстрый, так как требует совместной работы коллектива и нуждается в дальнейшей коррекции при включении в учебный процесс новых преподавателей.
В 2021-м методический совет техникума при ежегодном пересмотре образовательных программ перед преподавателями общеобразовательных предметов поставил задачи: разработать и внедрить методики преподавания с учётом интенсивного обучения; обновить содержание с включением прикладных модулей; повысить квалификации по новым методикам преподавания.
Главным направлением работы цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин сегодня является усиление пропедевтической, то есть предварительной, вводной направленности общеобразовательных учебных предметов по коррекции пробелов в знаниях у обучающихся, полученных на предыдущих уровнях образования, и создание основы для успешного освоения профессионального цикла основной образовательной программы среднего профессионального образования. Это предполагает для преподавателей общеобразовательных предметов овладение основами содержательной части профессионального цикла учебного плана.
Увлекательный квест
Для подготовки конкурентоспособного специалиста преподаватели всех дисциплин корректируют содержание программ в соответствии с запросами не только студентов, но и работодателей. При этом отбирают эффективные методы, формы и технологии с учётом материально-технического и информационного обеспечения учебных кабинетов, лабораторий, мастерских техникума. Только такой подход позволит студентам овладеть всеми необходимыми компетенциями, а значит, показать достаточные знания, умения и навыки при независимой оценке на государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена.
«В таких условиях преподаватель перестаёт быть транслятором, единственным носителем знаний, а значит, существенно меняются формы и методы реализации учебных программ, усиливается курс на информатизацию и оптимизацию методов обучения. Поэтому в практике работы наших преподавателей всё больше используются объяснительно-поисковый метод, в том числе квест-технологии, метод проектов, методы активного проблемно-ситуационного анализа, то есть интерактивные технологии. Как пример - кейс-технологии», - делится заместитель директора по учебно-производственной работе Михаил Кузин.
На старших курсах преобладает практическая подготовка как непосредственно в техникуме, так и в профильных организациях.
«В техникуме практика базируется на применении программного обеспечения и действующего оборудования. В образовательном процессе используются следующие системы автоматизированного проектирования, черчения и учёта: AutoCAD, Visio, Компас 3Д, 1С:Автосервис. В производственном корпусе техникума установлено и функционирует учебное оборудование: лабораторные стенды «Электрические цепи и основы электроники», «Электрические машины»; в лаборатории материаловедения используется учебная электромеханическая испытательная машина УЭИМ-2000; симуляторы: «Нагрузочный стенд двигатель ВАЗ2115» с бортовым компьютером, перечнем неисправностей программируемых с блока управления стендом, сканером Сканматик 2 для диагностирования параметров работы двигателя; «Стенд электрооборудования автомобиля ЭА-02» управляется ПЭВМ, позволяет выполнять демонстрационные работы и лабораторные практикумы по исследованию электрооборудования и диагностированию неисправностей; технологическое оборудование: стенд по диагностике стартеров, генераторов, электродвигателей; компьютерный стенд регулировки колёс (сход-развал); покрасочная автомобильная камера; профессиональные наборы инструментов и приспособлений», - рассказывает Михаил Кузин.
Закрепляют полученные знания на практике студенты техникума на следующих предприятиях: АО «Совтрансавто-Брянск-Холдинг», ООО «Грузтранс», МУ Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие, АО «Брянская автоколонна 1403», автопредприятие Управления федеральной почтовой службы по Брянской области «Почта России», ООО «Транс-авто», ООО «Форест-авто». Все они являются членами Брянской областной Ассоциации транспортников и предпринимателей, с которой у техникума установлено тесное взаимодействие. Как и с департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области.
Студенты проходят в этих организациях практическую подготовку. Но развиваются и другие формы взаимодействия техникума и профильных организаций - их специалисты привлекаются к разработке и экспертизе образовательных программ, совместно проводят профориентационную работу. Ну и конечно, в этих компаниях выпускников техникума обеспечивают работой, а мастера производственного обучения и преподаватели профессионального цикла проходят там стажировку.
Для работы и службы
«Выпускник нашего техникума получает квалификацию специалиста по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Чтобы он в полной мере обладал и качественно реализовал полученные во время учёбы общие и профессиональные компетенции, он должен иметь такие физические качества, как сила, быстрота реакции, выносливость, а также проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Для формирования у наших обучающихся этих общих и профессиональных качеств, являющихся главным требованием к результатам освоения данной специальности, руководитель физического воспитания и преподаватель-организатор ОБЖ нашего техникума большое внимание отводят содержательной части практической подготовки по этим предметам», - отмечает директор Владимир Непогода.
Поскольку 91% выпускников транспортного техникума это юноши и из них 85-90% являются призывниками, то рабочие программы по физической культуре и ОБЖ разрабатывают и реализуют с учётом «Наставлений по физической подготовке в Вооружённых силах Российской Федерации» и «Боевое искусство планеты». Что предполагает использование набора тестов, среди которых - тест морского пехотинца, комплексное силовое упражнение, тест на ловкость. Выполняя эти задания, студенты третьих-четвёртых курсов реально оценивают уровень своей физической подготовки, исходя из требований армейской службы. Следует отметить, что, выполняя такую подготовку, ребята не только развивают физические качества, но и приобретают психологическую устойчивость к нагрузкам и высокие морально-волевые качества. И не случайно лучших выпускников техникума призывают в элитные подразделения Вооружённых сил России. Несколько выпускников техникума сейчас участвуют в специальной военной операции на Украине. Один из них - Андрей Чернышёв недавно получил награду из рук министра обороны РФ Сергея Шойгу.
Напомним, рядовой Андрей Чернышёв, имеющий воинскую специальность разведчика-наводчика, служит в 45-й отдельной гвардейской бригаде специального назначения ВДВ. В первый день специальной военной операции он участвовал в бою за взятие стратегически важного объекта - аэродрома Гостомель под Киевом. Удостоен ордена Мужества - в представлении к награде сказано, что он проявил мужество, отвагу и самоотверженность, прикрывая своих сослуживцев при проведении разведывательных действий. Андрей получил в ходе боестолкновения 25 февраля пулевые ранения, «но из боя не вышел».
«Мы гордимся своими выпускниками и уверены, что они справятся с любыми задачами», - заключает Владимир Непогода.