В Брянской области сегодня трудятся более 19 500
педагогов. Из них свыше 8500 человек в прошлом году прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Преподаватели Брянского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО) обеспечивают непрерывность повышения педагогического мастерства через формальное, неформальное и информальное образование, уточнила ректор БИПКРО, кандидат педагогических наук, доцент Полина Матюхина.
От общих сведений - к частным
Формальное образование осуществляется через реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В первом случае учителя совершенствуют компетенции в рамках реализуемой профессиональной деятельности. А во втором - изучают специфику нового вида деятельности, например, когда учитель математики решил преподавать ещё и физику.
Неформальное образование реализуется через семинары, вебинары, обмен лучшими педагогическими практиками, профессиональные конкурсы. Лучшие из учителей в своём направлении делятся секретами мастерства с коллегами. Существует перечень таких ведущих стажировочных площадок в регионе. Это может быть, к примеру, детский сад, где воспитатели знакомят малышей с робототехникой, конструированием, делают акцент на воспитании экологического просвещения, уроках плавания. Или школы, где преподают ведущие русоведы, внедряют нестандартные подходы к образовательному процессу, используют современную технику. Развивается кадровый потенциал и на профессиональных конкурсах, где педагоги тоже учатся друг у друга. Отметим, в прошлом году на базе института прошли курсы повышения квалификации для участников и членов жюри конкурсов «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Профессионал-новатор», «Воспитатель года».
А информальное образование, пожалуй, наиболее интересное. Когда педагог чувствует в себе потенциал и хочет его раскрыть, он обращается в институт повышения квалификации, чтобы с ним начали работать уже по индивидуальному образовательному маршруту, прокладывать который скоро станет ещё проще.
«В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» с 1 сентября при институте откроется Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, - сообщила проректор по учебно-методической и проектной деятельности БИПКРО, кандидат биологических наук Марина Захарова. - Главная его задача - создать условия для профессионального развития и самореализации педагогов, в том числе через адресные программы. Причём как для учителей, которые чувствуют потребность в росте и развитии, так и для тех, у которых пока не всё получается, но есть желание выяснить причину такого положения дел и совершенствоваться».
Важно, что учителей не бросают на половине пути, а планомерно ведут на всех этапах от теории к практике. Например, те, кто сейчас проходит курсы, осенью снова приедут на сессию, чтобы вместе с наставником разобраться, получается ли применить в работе полученные знания, а если нет, то почему.
Из офлайна - в онлайн
Пандемия, конечно, внесла свои коррективы в привычный уклад образовательного процесса. Но, с другой стороны, предоставила педагогам и дополнительные возможности.
Значительно выросло количество программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, благодаря которым слушатели могут пройти обучение, не выходя из дому. Важным этапом работы института в этот период стала реализация проекта «Цифровая образовательная среда». Учителя изучили нормативное и правовое регулирование дистанционного обучения, на практике научились использовать инструменты цифрового образования. Например, виртуальную или онлайн-доску - это сервис, который даёт возможность каждому ученику разместить свою работу на доске, а преподавателю - прокомментировать и оценить её в режиме живого общения, находясь при этом территориально в разных точках.
Работа в этом направлении продолжается и в 2021 году уже на новом сервисе дистанционного образования.
Из бюджета и на договорной основе
Происходит такой образовательный процесс в основном за счёт областного бюджета. Так, в 2020-м повысить квалификацию у нас в регионе должны были чуть больше 5500 педагогических работников, а обучение прошли почти 6300 человек, то есть показатель составил 114 процентов от плана. Кроме того, около 2250 человек повысили квалификацию на внебюджетной основе, за средства работодателей. Таким образом, в институте повышения квалификации за прошлый год прошли обучение в общей сложности свыше 8500 работников образования.
В 2021 году в рамках государственного задания повышение квалификации пройдут не менее 6300 педагогических работников. Но план, очевидно, снова будет перевыполнен. Добавится к нему, как всегда, и инициатива руководителей тех же детских садов, школ и вузов.
Напомним: проходить повышение квалификации педагогам положено раз в три года.