Учёные подсчитали: дети в среднем перестают верить в сказку в возрасте семи лет. Но некоторые продолжают в ней жить и будучи взрослыми, хотя год от года число скептиков растёт.
Брянская художница Анна Петрова на своих картинах, написанных пастелью, оживляет драконов, дриад - нимф из древнегреческой мифологии, обитающих в лесах, а также выдуманных мистических животных. Такое необычное творчество оказалось очень востребованным: полотна выставляются в модных российских галереях, успешно продаются по всему миру, а цена самой дорогой работы достигает стоимости однокомнатной квартиры в областном центре. Узнаем, кто же совершает такие покупки.
Мечтать не вредно
- Анна, как вы начали рисовать сказки?
- Рисовала я с детства. Когда обнаружилась склонность к творчеству, записалась в художественную школу, затем было художественное училище. Только краски - гуашь, акварель, масло - никогда не любила. Помню, в художественной школе все должны были работать с акварелью, а я была осторожна, скромна в цвете, оттого все цвета получались какими-то грязноватыми.
Пожалуй, каждый художник раскрывается по-настоящему, когда находит свои изобразительные средства и свой художественный язык. Так вот и я - взяла бумагу, пастель и начала создавать свои сказки. Как в известном мультфильме про коробку с карандашами, в которой таится весь мир.
Кроме того, придумала авторскую технику рисования пастелью на природной экобумаге ручного отлива из возобновляемого сырья: стеблей тростника, трав.
- Такая манера письма как-то связана с основной темой творчества?
- Конечно, ведь что такое сказка? Это повествование об ином мире, мираж, фантазия, что-то несбывшееся, что-то из мира мечты. И такой «прозрачный» материал, как пастель, как нельзя лучше подходит для рисования сказок.
Пастель даёт возможность общаться со зрителем полунамёками, лишь слегка выделять персонажей из сказочной туманности, оставляя пространство для полёта воображения. Всегда позволяю зрителю додумать, домечтать, достроить вместе с художником свою собственную историю.
- А что-то из реальной жизни в сюжетах ваших сказок есть?
- Таких историй немного. Например, картина «Липовый цвет» навеяна детскими воспоминаниями о доме моего деда. Я родилась в Нижневартовске, провела там первые два года, а потом мы с мамой приехали в Белые Берега, где жили мои бабушка и дедушка. Возле нашего дома рос мощный высокий дуб и красавица липа. Ветви деревьев склонялись почти до земли. Когда зацветала липа, было уже очень тепло, и ласковый, сладкий, медовый запах окутывал старое крылечко. Теперь нет того дома, но память об этих ароматных днях, как окошечко в детство, осталась в моей душе. Картина «Липовый цвет» - это и есть кусочек той памяти, с запахом детства и пронзительным ощущением счастья.
Но как таковых особенных историй нет. Хотя в творчестве любого художника, мне кажется, так или иначе проявляется весь его жизненный опыт, всё, что с ним когда-то происходило, весь культурно-социальный багаж, вся его духовная и эмоциональная жизнь.
Теплое пространство
- Есть ли в ваших рисованных сказках отрицательные персонажи и кто они?
- Смотря кого считать «отрицательным». У меня есть сказки про смерть. Она то жница на сенокосе, то сестра милосердия, то птица, примеряющая чужие маски. Нет, она не отрицательный персонаж - она просто есть как часть истории. Но у меня мало страшных сказок - всё же моё пространство тёплое. Давным-давно придумала эту формулу, назвала так свой сайт и мечтаю когда-нибудь создать галерею рисованных сказок со студией, сувенирным магазинчиком и садом с беседками и летней верандой - по-настоящему «Тёплое пространство».
- Почему мужчин изображаете редко?
- Есть такой термин «женское искусство». Я его не очень люблю, но, пожалуй, он применим к моим работам, - когда видно даже не искусствоведу, что рисовала женщина: не только по выбору персонажей, но и по техническим приёмам, общим тема. Для меня темы женственности, мира детства, сказки, фантазии, мечты - ведущие. А это всё-таки женский взгляд.
Есть у меня боги и герои мужчины, лешие, моряки, рыбаки, музыканты, символические собирательные мужские образы, старики, мальчики... Просто мужского меньше, чем женского.
- На ваших картинах заметны повторяющиеся мотивы - ветер, дерево с причудливыми корнями, раковина, объятия. Что они для вас значат?
- Во всём, что рисую, таятся некие символы стихий, отражение чувств, эмоций. Ветер поёт о переменах, приносит вести, уносит мечты, деревья - мои друзья, иногда ассоциирую себя с дриадой. Пожалуй, этот образ самый близкий. Раковина - символ отражения большого в малом, некий артефакт, строение которого подобно Вселенной. Море - образ мечты. Объятия... ну есть ли на свете человек, для которого объятия ничего не значат? В целом сюжеты и персонажи могут повторяться из года в год - это важные характеристики личности художника.
Да в ней намёк
- Сказки в литературе начинаются с «Жили-были…», а с чего начинается нарисованная история?
- Так же примерно начинаются и мои. Приоткрываю дверь «тёплого пространства», а оттуда - лёгкое касание кого-то, стремительный поток ветра с залива, мягкая мшистая поступь лета или лавинный налёт дракона... Что придёт! Когда я беру бумагу и пастель - всегда что-то приходит из того мира, к дверям которого у меня хранятся ключи. По сути, бумага с пастелью и есть мои ключи от сказочного мира. Открываю двери, выпускаю сказки гулять в обычную жизнь...
- А вы на каких сказках росли? Какие были любимыми в детстве?
- Сказки любила всегда. И сейчас люблю! Истории Туве Янссон про муми-троллей, книги Толкина, конечно же все сказки народов мира читала запоем... А особенное место отведено сказам Бажова. Его творчеству я посвятила отдельную серию.
- Узнали ли вы, как наполнить обычную жизнь магией?
- Нет общего рецепта для всех. Сознание привыкает к рациональному и шаблонному. Но есть разные способы изменить траекторию. Например, «прогуляться» по сказкам с открытым сердцем. Читайте или любуйтесь нарисованными сказками не как скептик, а как ребёнок, ходите на выставки и концерты, общайтесь посредством искусства с творцами - художниками, музыкантами, писателями.
- Чему могут научить человека сказки - взрослого и ребёнка?
- Тому, что чудесное, тонкое, доброе, важное - рядом и в нас самих. В сухой травинке, песне ветра, старых игрушках, шёпоте моря, на крыльях перелётных птиц, на кончиках кошачьих усов, в танце, улыбке, тёплых объятиях...
- Что самое трудное для сказочника в повседневной жизни?
- Быть «взрослым» ребёнком в прагматичном мире, особенно когда дело касается походов в налоговую, работы с банком (я продаю свои картины официально, в качестве ИП). Видимо, у меня боязнь присутственных мест и неправильно заполненных бумажек.
А ещё меня огорчает невзаимность - закрытые сердца, шаблонное и рациональное отношение к жизни. Так и хочется крикнуть порой: остановитесь, оглянитесь вокруг, а ещё лучше - загляните в себя, в своё сердце. Мы все в заповеднике сказок живём, но многие словно с завязанными глазами...
- К слову, а почему у большинства ваших героев закрыты глаза?
- Они, как и я, мечтают!
- Анна, не могу не спросить. У вас есть картины по миллиону рублей. Кто желает их купить?
- Да, некоторые действительно столько стоят, потому что дороги для меня. Но это не значит, что именно их берут. Пока самая дорогая работа была продана за 300 тысяч рублей. Находятся картины в частных коллекциях в России и за рубежом: в США, Великобритании, Австралии.