В апреле брянцы стали реже бывать на улицах, зато чаще ссориться - статистика по бытовым неурядицам пошла в рост. При этом число тяжких преступлений, наоборот, уменьшилось.
Не прошли испытания
Специалисты отмечают небывалый всплеск конфликтов между мужьями и жёнами.
«Для многих самоизоляция ещё продолжается. А постоянное нахождение в стрессе из-за различного рода жизненных проблем, да ещё и в замкнутом пространстве, так или иначе провоцирует людей на выброс негативных эмоций, - поясняет брянский психолог Наталья Ерохина. - Чем закончится такой эмоциональный взрыв, можно только предположить. Если супруги давно находятся в браке и у них есть друг к другу претензии, то, скорее всего, семью уже не сохранить. Лично я знаю две пары, которые счастливо прожили вместе более 20 лет, воспитали детей, а сейчас готовят документы в суд».
По мнению психолога для того, чтобы сгладить острые углы и не доводить ситуацию до точки кипения, нужно просто разговаривать со своей второй половинкой, а не разбегаться по разным углам. Только спокойное выяснение отношений, без криков и взаимных упрёков поможет понять: по пути ли вам с этим человеком или действительно пришло время расстаться?
Обоюдное решение о разводе — это порой лучший из вариантов. Ведь совместная жизнь в четырёх стенах нередко оборачивается насилием, причём как со стороны мужчин, так и женщин. Иногда слабая половина человечества, примерив на себя роль жертвы, так и не спешит из неё выходить.
Так, брянские полицейские проверили состоящие на учёте семьи и за 10 дней выявили 96 бытовых преступлений, среди которых - угрозы убийством и побои. Нарушителям грозит уголовное наказание. К административной ответственности привлекли более 500 жителей региона. Кроме того, дополнительно на учёт поставили ещё 200 человек.
Но опасность подстерегает не только дома.
Поиски продолжаются
Хотя для брянских волонтёров отряда «Лиза Алерт» апрель оказался одним из самых спокойных месяцев в этом году - на их «горячую линию» поступило всего 12 заявок, люди продолжают пропадать на улицах. В восьми случаях поиски увенчались успехом - «потеряшек» вернули здоровыми и невредимыми.
«Обычно у нас по 20-30 заявок в месяц, - пояснил руководитель регионального представительства отряда «Лиза Алерт» Максим Урецкий, - а в апреле было в два раза меньше. В период ограничений действовали специальные пропуска, но полиция всегда взаимодействует с нами и идёт навстречу».
Главная трудность во время поиска людей в режиме повышенной готовности - смена алгоритмов работы. Единого штаба нет, координатор ставит добровольцам задачи удалённо, а они могут прочёсывать местность только по двое и в средствах индивидуальной защиты. А потому нелишней оказывается и помощь самих брянцев. Так, в мае найти 78-летнюю бабушку, которая ушла из дому, удалось уже на следующий день благодаря неравнодушным и наблюдательным жителям областного центра. Вернули пенсионерку домой замёрзшей, но живой.
Впрочем, по-настоящему нелёгкая пора для волонтёров ещё не наступила. Как показывает практика, летом приходится массово искать заблудившихся в лесу. Даже если запрет на их посещение продлят, вряд ли это удержит заядлых грибников, особенно пожилых, от «тихой охоты».
Рецидивисты не дремлют
А по данным областной прокуратуры, в апреле стали чаще грабить - по сравнению с мартом на 21%. Зато не произошло ни одного разбоя. А количество краж осталось прежним. Правда, домушникам пришлось переквалифицироваться. Как правило, орудовали преступники по весне на дачах, пока их хозяева находились дома на изоляции.
Одним из таких пострадавших стал, к примеру, брянец Николай Седенев. У мужчины остался в наследство от родителей небольшой домик в Жирятинском районе. Они с женой любят отдыхать там по выходным или в отпуске. В их отсутствие за скромной недвижимостью никто не приглядывает. Соседи находятся далеко, чем воришки и воспользовались.
«Разбив окно, залезли внутрь, но ничего ценного не вынесли, только продукты из холодильника, и кое-что по мелочи, - рассказал Николай. - При этом у нас на кухне стоит дорогой водонагревающий котёл, но его не тронули. Тем не менее заявление в полицию мы написали - не столько вещи жаль, сколько разбитое окно».
Как пояснила старший помощник прокурора Брянской области Татьяна Молтенская, больше половины таких преступлений совершают рецидивисты, среди которых те, кто не имеет постоянного источника дохода.
Зато, судя по всему, на ближайшие годы им могут обеспечить постоянное место жительства в местах не столь отдалённых - за порчу и хищение чужого имущества грозит реальный срок.