Культурное наследие. Кто спасёт брянские памятники от уничтожения?

Елена Зубова – эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Минкульта РФ, руководитель группы «Сохранение культурного наследия» и с недавних пор председатель учреждённого в Брянске отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

   
   
Елена Зубова Фото: Из личного архива

Системный подход

Ирина Полякова, «АиФ Брянск»: Елена Михайловна, состояние некоторых памятников архитектуры удручающее. За что Вам особенно больно?

Елена Зубова: За разрушение такого ценнейшего пласта культуры, как дворянские усадьбы. Буквально на наших глазах исчезает усадьба знаменитых меценатов Тенишевых в Хотылеве. Кто, как не они, достойны памяти на брянской земле! Князь В.Н. Тенишев известен как крупный российский промышленник, исследователь, меценат, основатель Тенишевского училища в Санкт-Петербурге. Его жена Мария Тенишева оставила свой след в истории как общественный деятель, художник, педагог, меценат и коллекционер. Супруги открыли в Бежице ремесленное училище (здание сохранилось), несколько школ, столовую для рабочих, клуб для служащих. Они расселили брянцев из бараков, создали благотворительное общество для помощи сиротам и вдовам, основали Дом общественного собрания (сегодня это Брянский центр детского творчества).

До наших дней сохранились лишь отдельные элементы их роскошной усадьбы. Сегодня это территория Глинищевского сельского поселения Брянского района, она фактически бесхозна, не имеет статуса объекта культурного наследия. Это просто земля, просто деревья… Взорам случайных путешественников открывается картина полного запустения, и это печальный пример забытых страниц истории и великих имён. Между тем в соседней Смоленщине наследию Тенишевых уделяют несравнимо большее внимание, хотя супруги вложили в развитие брянской экономики гораздо больше сил и средств.

- Это ещё можно исправить?

Досье
Елена ЗУБОВА родилась в Брянске. Окончила Московский институт Искусства реставрации по специальности архитектор-реставратор. С1980 года работает в сфере охраны культурного наследия. С 2011 года - эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Министерства культуры РФ. Награждена Знаком отличия Министерства культуры РФ «За достижения в культуре», Золотой медалью Российского Союза исторических городов и регионов «За вклад в наследие народов России».

- Для начала нужно придать усадьбе статус объекта культурного наследия, затем искать варианты финансирования восстановительных работ.

   
   

Эпоха возрождения

- ВООПИиК - старейшая и влиятельнейшая общественная организация. Её отделения с разной долей успеха работают во многих городах России. Почему Брянское отделение появилось только сейчас?

- По сути, оно возродилось. Всероссийское общество образовали в 1965 году, у его истоков стояли археолог Борис Рыбаков (в 1940 годы он осуществлял раскопки во Вщиже), композитор Георгий Свиридов, писатель Леонид Леонов, художник Илья Глазунов и многие другие.

Тогда же начало активную работу и Брянское отделение. Возглавил его известный брянский архитектор Василий Городков. Были выявлены первые 400 памятников истории и культуры. Я начинала работать в управлении культуры в 1980 году. Пришла туда, в общем, случайно, но к счастью, познакомилась с Василием Николаевичем Городковым, который был удивительным человеком. Благодаря ему я полюбила профессию и задержалась в ней на всю жизнь. Вначале же моей задачей была подготовка материалов для издания Свода памятников архитектуры и монументального искусства Брянской области.

Эскиз реконструкции усадьбы Тенишевых работы В.Н. Городкова. Фото: Из личного архива

- Эта зелёная книга и сегодня необычайно популярна, ею охотно пользуются и чиновники, и журналисты. В чём секрет?

- Свод вышел в издательстве «Наука» в 1998 году. Это были трудные, безденежные времена, но тем ценнее результат. К тому же наш брянский том стал первым в России. А актуальным издание    остаётся потому, что наследие нашего зодчества продолжает исчезать с отчаянной скоростью и многое можно увидеть только на страницах издания. Что же касается самого общества того периода, было сделано многое - и в части реставрации памятников, и приведения в порядок воинских захоронений. Однако после 1991 года местное отделение фактически прекратило свою деятельность. Но единомышленники остались, и именно они поддержали идею создания Брянского отделения сегодня. Мы планируем объединить историков, искусствоведов, архитекторов, реставраторов и всех неравнодушных брянцев. Уже сегодня в составе правления именитые учёные, преподаватели брянских вузов, искусствоведы и краеведы. Это люди, всей душой болеющие за сохранение наследия предков.

Прошлое и настоящее

- Есть те, кто считает, будто трепетное отношение к истории не даёт простора для нового строительства. Можно ли сохранить прошлое не в ущерб настоящему?

- Конечно, и города, и дома не могут быть застывшими. Новое строительство и модернизация необходимы, но не на территории объектов культурного наследия. К примеру, когда воссоздавали церковь в усадьбе Тютчева в Овстуге, нам предложили проект, который разрушал окружающую мемориальную среду. Нужен же был совсем другой вариант, гармонично связанный с видом на луга, пруды, часовенку, и мы добились этого. Другой пример - здание на углу улиц Фокина и Калинина. В своё время брянский архитектор Г.В. Клюкин предложил проект реставрации этого дома, с собственником оговорили условия, касающиеся цветовых решений, архитектурных деталей здания. Этот проект был успешно реализован, то есть объединить интересы новых владельцев и необходимость сохранения па- мятников можно. Но пока это исключения из правил. Здание, которое мы называем домом доктора Полянского, на бульваре Гагарина, в 2007 году было продано ООО «Союз мастеров». С новым собственником было подписано соглашение по охране объекта культурного наследия. Но за всё это время с него никто не спросил, как он выполняет свои обязательства. Более того, акт продажи сопровождался условием, что собственник отремонтирует лестницу, ведущую к набережной. И что теперь? Ни лестницы, ни здания. В последние годы рухнула крыша дома, он стал катастрофически быстро разрушаться, хотя до этого выглядел довольно сносно, и в нём даже размещался городской земельный комитет.

- Возможно, это та самая гибель в принудительном порядке? То же происходит со зданием канатной фабрики купца Мартынова, что возле автовокзала?

- Двухэтажное здание XIX века по улице Красноармейской, 61 - объект культурного наследия регионального значения. Это одно из немногих в России сохранившихся сооружений подобного назначения. В последние несколько десятилетий оно не используется, поэтому его превратили в импровизированную ночлежку. А горожане видят только ширму. Похоже, что зданию уготована судьба домов на бульваре Гагарина. Кстати, недавно наши активисты проводили мониторинг их состояния. И были немало удивлены: в списке памятников значится, что многие дома находятся в удовлетворительном состоянии, а на деле же - в аварийном. Объяснение простое: список составляли в 2002 году… Думаю, что сегодня нужна такая программа, которая будет включать реставрацию наиболее значимых памятников Брянщины в порядке приоритета. Наше отделение ВООПИиК должно стать площадкой для диалога общества и власти. Важно понимать, что без совместных усилий культурное наследие исчезает. Если человек равнодушен к памятникам истории - он равнодушен к своей стране.