Что ломать будем?
Первыми тревогу забили общественники, сообщившие, что в перечень домов по программе переселения из ветхого и аварийного жилья, формировавшийся до 2012 года, вошли памятники архитектуры. Эти здания, равно как и другое ветхое жильё, должны идти под снос.
В Департаменте культуры Брянской области, куда мы обратились со списком аварийных домов, пояснили, что там действительно есть объекты ценной исторической застройки, но памятниками истории и культуры они не являются. Семь таких домов находятся в Советском районе, ещё два - в Бежицком. Большинство из них были возведены в XIX веке.
Между тем в городской администрации с выявленными несоответствиями обязались разобраться, и точно, на официальном сайте недавно появилась информация, что судьба исторических зданий будет решаться после расселения. Предполагается, что их будут либо реконструировать, либо передавать меценатам. В любом случае культурное наследие обещают сохранить.
«Охраняется государством»
Брянский краевед Владимир Деханов не очень-то верит таким заверениям. Много лет он посвятил исследованию и сохранению исторических зданий, не один дом пробовал отстоять. Но у чиновников, видимо, своё мнение по этому вопросу.
«Я долго боролся за казармы конца XIX - начала XX веков, находящиеся в районе рынка в Советском районе, но их снесли, - сетует Деханов. – Не нашла поддержки и идея создать в доме купца Мартынова, располагающегося рядом с автовокзалом, музей купечества. Здание так и стоит заброшенное».
Краевед говорит, что обветшавшие постройки в центре города часто не собираются реконструировать, а то и намеренно поджигают. Через какое-то время на их месте появляются магазины, кафе и прочее. Словом, тут о культуре говорить не приходится.
Ещё один из печальных примеров – дом известного инженера Боровича, что вдоль лестницы, идущей от площади Ленина к набережной. Полуразрушенное здание без крыши, огороженное забором. В этой связи злой насмешкой выглядит надпись на стене: «Памятник архитектуры. Охраняется государством». Вероятно, в данном случае «охраняется» означает, что само разрушается со временем, а не сразу сносится.
Пока ещё стоят
Потому-то сомнения, а не постигнет ли историческую застройку, попавшую в злополучный список, та же участь, и не удивительны. А ведь сохранять есть что.
Дома – немые свидетели прошедших событий. Возьмём хотя бы здание на бульваре Гагарина, 26, что недалеко от памятника первому космонавту. Эклектичная постройка 1886 года: каменный первый этаж и деревянный с резным декором второй - наглядный пример городского дома XIX столетия. Раньше здесь их было несколько, сейчас он остался один.
На богатой ценной архитектурой улице Калинина, в царское время именовавшейся Большая Московская и являвшейся одной из главных в городе, в настоящее время целых три дома находятся под угрозой. Среди них типография Юдина, сейчас там находится магазин «Гурман». Первоначально это был дом Лавровых. В 1891 году учитель И. И. Юдин открыл в нём первый в городе книжный магазин, а двумя годами позднее - типографию. На рубеже XIX-XX веков здесь печатались газеты «Брянский вестник», «Наш край» и другие. Издателем одной из них – «Брянского голоса» - был сам владелец типографии.
А вот на улице Красноармейской, где она пересекается с улицей Луначарского, старый усадебный дом соседствует с высотной новостройкой, отдалённо напоминая о дворянской России. Это одна из немногих сохранившихся в Брянске усадеб в стиле позднего классицизма. Оценить красоту флигеля на Луначарского, 9 нам не удалось – от сгоревшей постройки остались лишь руины…