Потерянный мир. Жизнь украинских беженцев на Брянщине

Сергей Пивоваров / РИА Новости

Мы уже рассказывали о том, что с середины июня на Брянщи­ну устремились сотни мигрантов. Власти оказались не готовы к их приёму, но с подачи общест­венников в регионе появились пункты временного размещения с одеждой, питанием и первой медицинской помощью. Правда, большинство убежищ располага­лись на базе общеобразователь­ных учреждений, поэтому с 1 сентября их закрыли. Мигрантам же предложили искать жильё и работу самостоятельно.

   
   

И сегодня в миграционной службе региона огромные оче­реди на оформление докумен­тов. Людям приходится сутками дежурить возле единственного кабинета, где выдают вид на жи­тельство, прописку или граждан­ство.

Нас обманули

Елена Подлегаева приеха­ла в Брянск из Донецкой области ещё 11 августа. Здесь женщину встретила знакомая, которая её и приютила.

Со слов беженки, правовой статус она ещё не оформила, по­этому никаких выплат ей пока не полагается, а жить приходится на скромную пенсию своей благо­детельницы.

– Ищу любую работу, лишь бы платили, – говорит Елена, - при­ехала с 60 гривнами в кармане, не могу же я без денег жить, а сидеть на чужой шее не хочется.

Женщина рассказала, что найти работу ей пока не удаётся. Сколько ни искала, всё без толку. Потенциальные работодатели с порога отказывают.

   
   

– Что за отношение такое? Почему на организованных бе­женцев, которые приехали сю­да на автобусах, по 800 рублей в день выделяют, а нам ни копей­ки. – Возмущается женщина! – Обошли уже все инстанции, но там могут предложить лишь тряпки, килограмм риса, сахара, гречки. Ни пачки чая, ни бутыл­ки подсолнечного масла.

В подобной ситуации оказа­лись и подруги Ольга и Елена, ко­торые также приехали со своими семьями из Донецкой области около месяца назад. И за всё это время им не удалось найти у нас ни достойной работы, ни достой­ного жилья.

– Всё упирается в регистра­цию, – говорит Ольга, – без неё мы даже работу найти не можем, живём на сбережения и нелегаль­ные подработки супруга. Вла­дельцы квартиры, у которых мы снимаем жилплощадь, не хотят ставить нас на учёт в миграци­онную службу, вот мы и сидим без статуса и пособий, квоты на которые, как нам сказали, вооб­ще закончились. Выходит, нас обманули?

Найти работу на Брянщине удаётся не всем беженцам из Украины. Фото: Фото автора / Марина Амелина

Кто ищет, тот найдёт

Однако в региональной служ­бе занятости населения поясни­ли, что работы для вынужденных мигрантов как со статусом, так и без более чем достаточно.

- Для граждан Украины мы ежедневно формируем банк ва­кансий, в котором по состоянию на 3 сентября значилось 1067 предложений, в том числе 353 варианта трудоустройства с пре­доставлением жилья, – рассказа­ли в областной службе занятости. – В основном это вакансии в про­мышленности, сельском хозяйстве, строительстве и торговле.

Так, им предлагают работу из общего банка занятости, а это более 12 тысяч вакансий, 80% из которых - по рабочим профес­сиям.

Однако пока на работу офи­циально устроились более 2200 беженцев из почти шести тысяч.

Среди специалистов, обра­тившихся за трудоустройством: продавцы, водители, бухгалтеры, экономисты, строители, шах­тёры, трактористы, электрога­зосварщики, электромонтёры, кладовщики, слесари, подсобные рабочие и медицинские работни­ки. И если вакансий шахтёров на Брянщине действительно по понятным причинам нет, то спрос на все остальные в избытке.

Свидетельство о временном убежище. Фото: Пресс-служба МВД РФ

А для тех, кто не хочет честно трудиться и за 20 тысяч рублей – именно такая средняя зарплата по этим вакансиям - есть масса неплохих предложений о трудо­устройстве и за пределами реги­она. В частности, в Амурской, Хабаровской и Новосибирской областях.

Поддержка продолжается

Как пояснили в пресс-служ­бе областного правительства, несмотря на то, что пункты вре­менного размещения для бежен­цев пришлось свернуть, людям продолжают оказывать поддер­жку в экстренном пункте разме­щения. Кроме того, продолжает работать и оперативный штаб, куда можно обратиться за помощью в поиске жилья и работы, проконсультироваться со специ­алистами миграционной службы относительно статусов беженца или переселенца.

Справка
За назначением пенсии в региональное отделение Пенсионного фонда обратились 260 мигрантов, однако лишь шестерым из них назначили это пособие. Как пояснили специалисты ведомства, право на пенсионные выплаты имеют лишь жители Украины с российским гражданством.

Кстати, в последнее время спрос на них начал расти. Так, по последним данным, о временном убежище попросили 1148 укра­инцев.

А вот тех, кто хочет остаться в России навсегда и получить вид на жительство, дающий право на российское гражданство, по­ка чуть меньше - 937 человек. В основном это уроженцы Брянс­кой области, в разное время пе­реехавшие на Украину.

Получить российское граж­данство можно и при участии в Госпрограмме «Добровольное переселение соотечественников из-за рубежа». На Брянщине ею уже воспользовались 65 украин­цев и ещё 80 собираются.

– Брянская область почти в 40 раз превысила квоту по при­ёму и размещению вынужден­ных переселенцев, – пояснили в пресс-службе, – поэтому для тех украинцев, которые не успе­ли устроить свою судьбу самосто­ятельно, запланированы переезды в другие города, где квота на расселение гораздо больше, чем у нас. Это Владивосток, Ха­баровск, Благовещенск, Влади­мир и другие.

Кстати
В Керчи семья беженцев из Украины категорически не хотела переезжать из временного убежища - детского реабилитационного центра в общежитие. Причина отказа была в том, что в общежитии им пришлось бы самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, как и на родине.

Скрытый ропот

Наталья Ерохина, психолог:

К беженцам из Украины сейчас действительно повышенное внимание. Им платят пособия, о которых рядовых брянцы могут только мечтать, помогают с трудоустройством и жильём. Всё это видят местные жители, которые начинают им тихо завидовать. Возмущения местного на­селения вполне объективны и закономерны, ведь у нас далеко не все имеют собственное жильё и даже возможность устроить своего малыша в детский сад. А вынужденным мигрантам дают такой шанс, которым к тому же ещё и не все пользуются.

Кроме того, у нас много лю­дей с низким уровнем дохода и тех, кто лишился работы из-за волны сокращений. Они, в пер­вую очередь, будут чувствовать себя ущемлёнными в правах, и гневаться как на самих бежен­цев, так и на власть, которая довела их до такого состояния. Иными словами, излишнее внимание к беженцам – повод для коренных жителей почув­ствовать себя ненужными сво­ему государству, чего быть не должно.

Чтобы решить проблему со­циальной несправедливости, руководство региона должно проявлять не меньшую заботу и о местном населении. А точнее, делать это параллельно, иначе недовольство масс будет только расти и в конечном итоге вы­льется в серьёзный конфликт. Пока он носит лишь скрытый характер, но чем дольше его от­тягивать, тем сильнее и разру­шительнее может рвануть.

Мнение эксперта

 Сергей Григоренко, начальник регионально­го управления миграцион­ной службы:

– С 8 сентября этого года вы­нужденным мигрантам больше не требуется разрешение на временное трудоустройство. На время действия их статуса они могут устроиться на лю­бое брянское предприятие, не зависимо от того, есть ли у него квота на работников-пересе­ленцев.

Однако новые права предпо­лагают и новые обязательства, поэтому тем, кто уже трудо­устроился, придётся платить на­логи наряду со всеми жителями региона.

Для того чтобы получить инди­видуальный налоговый номер (ИНН), иностранцы должны обратиться в местную налого­вую службу.

Мнение власти

 Наталья Бабич, начальник городского управления службы заня­тости:

– Недавно мы проводили яр­марку вакансий для украинских беженцев, в которой участво­вало 17 местных предприятий, готовых предоставить более 900 разных вакансий, в том числе и с жильём. Пять из них имеют квоту на временное трудоустройство невольных мигрантов.

Более всего на городском рын­ке труда востребованы рабочие специальности: токари, свар­щики, электрики, подсобные рабочие. При таком обилии предложений, найти работу не трудно, было бы желание. Тем более, по некоторым специальностям даже особых профессиональных навыков не требуется.

Читайте также: Эксклюзивное интервью Виктора Януковича изданию «Аргументы и факты» от 24 декабря 2014: «Народ договорится, и Украина станет единой».  Подробнее →