Удар рублём. Как брянские рынки существуют в условиях санкций?

Руслан Ишмухаметов / АиФ-Волгоград

– Ох уж эти санкции! – с упоением тянут не только ба­бушки на лавочках, но и лю­ди в «высоких» кругах. Что станет с брянским рынком и, главное, с честным потре­бителем, который по-преж­нему изволит баловать себя деликатесами? Прогнозы на будущее не строит только ле­нивый...

   
   

Страсти по нектаринам

Мы не станем примыкать к толпе гадалок и фантазёров. Лучше отправимся на один из городских рынков и прове­рим, действительно ли изме­нились цены. Выходной день и прекрасная погода как раз располагают к непредвиден­ным тратам: длинные при­лавки ломятся от овощей, фруктов, конфет… Ценники не то чтобы оглушают, но не­навязчиво дают понять, что жизнь не стоит на месте. Тем более рыночная. Прилавок с фруктами: нектарины – 105 рублей за килограмм, лимоны – 200, бананы – 50.

- Подорожало у вас… - по­сле недолгой паузы озвучиваю общую мысль.

- А ты, что, телевизор не смотришь? – снисходитель­но спрашивает продавщица. – Сейчас всё дорожает.

- Это из-за Украины, что ли? – подключается к разговору любопытный покупатель.

- Санкции Евросоюза! Теперь импортных товаров станет меньше, зато появит­ся больше наших, отечест­венных. Перчики кубанские, например. Конечно, кое-что и подорожает… Вот лимоны уже в цене подскочили.

- Ну и сколько они раньше стоили? 198 рублей, а теперь 200? – собеседник настроен явно скептически.

   
   

Продавщица машет на него рукой: ничего, мол, ты не по­нимаешь. Санкции – это вам не шуточки.

Действительно, не нужно далеко ходить, чтобы в этом убедиться: рыба, к приме­ру, на рынке тоже лимонам не уступает – треска в ларь­ке стоит теперь 130 рублей, креветки – около двухсот. За­хотелось сладенького? А вот тебе, потребитель, угощайся: средняя цена шоколадных конфет – 200 рублей.

Хочешь - смотри, хочешь - мимо проходи... Фото: АиФ / Станислав Ломакин

Внеплановые проверки

- Продукты заметно дорожа­ют в магазинах эконом-класса, - жалуется брянская покупа­тельница Алла Товпеко. – Мясо птицы стоит теперь на 20 рублей дороже. Конечно, это не катастрофа, но всё-таки непри­ятно. Обычно осенью во время урожая цены на овощи падают. Сейчас картофель продают за 18 рублей, хотя раньше он сто­ил 8. А ведь санкции на него не распространяются. Так почему же выросла цена? Что это, сго­вор торговых сетей? Хотелось бы, чтобы законы рынка рабо­тали по-другому. Не очень при­ятно чувствовать, как пустеет твой кошелёк. Неужели никто не контролирует этот рост цен?

Рост цен, конечно, контролируют. Дмитрий Медведев в Москве пообещал устраивать «регулярные и незапланиро­ванные проверки цен в мага­зинах». Но то столица, а что слышно в нашей глубинке?

- Мы проводим ежедневные мониторинги цен, следим за этим процессом, - пояснила за­меститель руководителя управ­ления Брянского УФАС России Нина Селянина. – В случае поступления жалоб потреби­телей осуществляем проверки, контролирующие мероприя­тия. Но пока жалоб ни от кого не поступало.

Кстати
По Федеральному закону № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в случае повышения цены на товар более чем на 30 % государство вправе вводить свою регулируемую цену на 90 дней.

Итак, наш потребитель остаётся спокойным. Потому «неожиданных визитов» брян­ским предпринимателям и продавцам ждать пока не при­ходится. Впрочем, контроль над состоя­нием продовольст­венного рынка в этот раз действительно будет серьёзным: в Брянске создан штаб по мониторингу и оперативному ре­агированию на из­менение цен. Есть в управлении реги­онального потре­бительского рынка «горячая линия» для получения оператив­ной информации. Как указано на сайте Брянс­кого УФАС России, «сведения будут использованы при под­готовке ежемесячного отчёта, направленного на выявление и пресечение спекулятивного роста цен».

Справка
Согласно указу президента, с 6 августа действуют ограничения на ввоз продовольственных товаров из стран, принявших санкции в отношении России. Запрет коснулся молока, рыбы, мяса, овощей, фруктов, орехов, колбасы и сыров из ЕС, США, Австралии и Канады.

Отставить панику

Специалисты из управле­ния потребительского рынка Брянской области успокаи­вают: волноваться в данный момент попросту не из-за чего: сезонные колебания цен были всегда. Может, заграничных товаров и станет меньше, но ведь всегда найдутся другие поставщики – те же братья- белорусы. Есть же ярмарки выходного дня. Это овощные базары, где горожане могут купить товары подешевле. В этом году число таких площа­док увеличилось на 54 единицы.

- Мы вполне обойдёмся и без им­портных товаров, - уверен руководитель почепской сельско­хозяйственной ор­ганизации Валерий Субботин. – Наш регион сам может обеспечить себя продуктами: моло­ком, мясом, мёдом, картофелем… Кор­зина потребителя не опустеет. Правда, с фруктами напряжёнка, здесь придётся ждать помощи от других регионов.

Субботина ситуация с сан­кциями не пугает: они откры­вают для него, как и для мно­гих брянских фермеров, новые возможности.

- Сейчас спрос на внутрен­нем рынке возрастёт, - уве­рен он. – Поднимутся и це­ны на зерно. Также большая надежда на то, что государ­ство будет выплачивать суб­сидии, оказывать поддержку сельскому хозяйству. Данная ситуация в нашей стране – это шанс для отечественного производителя.

Мнение эксперта

Екатерина Михалёва, кандидат эко­номических наук:

- Возможное повышение цен на продовольственном рынке, конечно, скажется на экономике региона негативно. Это повлечёт рост цен и на непродовольст­венные товары. В сегодняшних условиях нужна, прежде всего, жёсткая ценоограничительная функция государства, способству­ющая снижению ценовых колеба­ний или их недопущению вообще. Если эффективно задействовать такой механизм, то, думаю, цены будут стабильными, а уровень жизни в нашем регионе не сни­зится.

Мнение власти

Валентина Журавлёва, начальник управления потребитель­ского рынка Брянской об­ласти (на момент подготовки материала):

- Ситуация на продовольст­венном рынке региона остаёт­ся стабильной. Ажиотажного спроса нет, только незначитель­ное выхолащивание некоторых товаров, например импортных сыров, некоторых видов рыбы и других товаров из «запрещённо­го» списка. Но это не повлияло на ситуацию в целом. Торговые предприятия ищут но­вых поставщиков, идёт взаимо­заменяемость ассортимента.

Фуа гра не покупали

Валерия Шавыкина, многодетная мама:

Цены, конечно, немного выросли, но на нашем семейном бюджете это особенно не отразилось. Как мы не покупали фуа гра, так и не покупаем. Думаю, обычному потребителю бояться нечего.  Когда я отправляюсь в магазин, то выбираю оте­чественные продукты, а не дорогие импортные. Наев­шись заграничной химии, в итоге доверяешь только нашим. Давайте заглянем в мою продуктовую корзин­ку. Что там обычно лежит? Сливочное масло, молоко, крупы… Эти продукты точ­но не подорожали. Колба­су я никогда не покупаю, предпочитаю брать мясо или фарш, готовить своим детям домашнюю пищу.  Что касается фруктов, то те же яблоки нам с дачи приносит мама. Без им­портных фруктов точно не пропадём! Кстати, в гипер­маркетах увеличения цен я не заметила. Небольшое подорожание продуктов и так происходит каждый год, так что это не страшно. А деликатесы, например кра­сную рыбу или роллы, наша семья покупает не так уж ча­сто, скорее, по праздникам. Поэтому повышение цен на эти продукты меня не осо­бенно беспокоит, как и мо­их знакомых.

Смотрите также: