Дело мастера. Кто обучает в Брянске мастеров столярно-плотничных работ

Рабочие специальности сейчас востребованы. Среди учеников - дети врачей, инженеров, которые осознанно выбирают строительное направление, потому что планируют связать с этой сферой своё будущее. © / Фото предоставлено техникумом

В октябре президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении почётного звания «Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации» Сергею Войтову - мастеру Брянского строительно-технологического техникума имени Л. Я. Кучеева, который занимается подготовкой будущих столяров и плотников уже почти 30 лет.

   
   

Советский и российский учёный, популяризатор науки Татьяна Черниговская в одной из публичных лекций подчеркнула, что «учить детей должны звёзды», потому что когда развивающееся сознание сталкивается с яркой, самоотверженной личностью, именно это определяет дальнейшую жизнь или путь в профессии.

Мастер производственного обучения Сергей Войтов и до получения престижного звания был для своих учеников такой путеводной звездой. С наставником будущих брянских столяров и плотников мы поговорили о роли личности и государства в жизни детей, которые выбирают рабочие профессии.

На личном примере

Александра Савелькина, «АиФ-Брянск»: Сергей Иванович, в России на протяжении нескольких лет реализуется план по популяризации рабочих профессий. У вас за тридцать лет практики сложилось понимание, как это можно сделать? Как увлечь студента профессией плотника, столяра, мастера паркетных работ?

Фото: Фото предоставлено техникумом

Сергей Войтов: В техникум поступают дети, которые уже выбрали для себя определённую профессию. Рабочие специальности сейчас востребованы. Среди моих учеников - дети врачей, инженеров, но они осознанно выбирают строительное направление, потому что планируют связать с этой сферой своё будущее.

Другой вопрос - как раскрыть ребёнка, проявить в процессе обучения его талант, заинтересовать, чтобы он хотел развиваться, стал одним из лучших. Это можно сделать на личном примере - ребятам нравится наблюдать, как я демонстрирую сложные приёмы, и им хочется это повторить.

И конечно, индивидуальная работа важна. К каждому необходим свой подход. Особенно, если у ребёнка что-то не сразу получается. В этом случае спокойно демонстрирую приём ещё раз, студент постепенно втягивается, появляется интерес.

   
   

- Предрасположенность в плотницком деле важна, способности?

- В нашем деле это называется «поставить руки» - как у хирургов или пианистов. Даже если ребёнок будет не силён в теории - а у нас довольно большой процент ребят с ограниченными возможностями здоровья - при желании он может научиться всё делать руками.

Начинаю обучать с элементарных вещей - освоения древесины, что она из себя представляет. Затем пробуем создавать готовые изделия - от табуретки и оконной рамы до деревянного сруба. Когда ребёнок всё это видит и, главное, сам пробует делать - ему интересно. Когда к нам приходят вчерашние школьники, многие ни пилить, ни строгать не умеют, а выпускник может изготовить оконный или дверной блок, настелить полы, перекрытия, подшить потолок, смонтировать фурнитуру. Учитывая всё это, крайне редко бывает, когда кто-то без интереса занимается. Они ведь понимают, что это их будущие заработки, благополучие.

Фото: Фото предоставлено техникумом

- Вы преподаёте столярное дело почти три десятилетия. Как меняется профессия на ваших глазах, какие возможности сейчас есть у вас как мастера?

- Изменения стали заметны особенно в последние годы. Когда на базе техникума стали проводиться региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), было закуплено немецкое и австрийское оборудование - пильные, ленточные, шлифовальные, фрезерные станки. На этих станках не только проводим соревнования, но и обучаем наших студентов, и на выходе все они умеют работать на промышленном современном оборудовании. В этом и отличие рабочих специальностей - мы выпускаем готовых профессионалов, которых не нужно «доучивать» на производстве.

Государственное участие

- Как государство ещё помогает детям реализовать себя в рабочих профессиях?

- Есть несколько федеральных программ и проектов, в которых участвует наш техникум. Недавно завершились профессиональные пробы по проекту ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», который проводится в рамках национального проекта «Образование». В этом году брянские девятиклассники на практике изучили профессию «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ» - во время урока в наших мастерских ребята узнали основы теории, а на практике я показал, как сделать подставку для ёлки. И знаете, у них глаза горели! Многие потом спрашивали, как поступить в техникум, какой средний балл был в этом году на конкурсе аттестатов.

На базе техникума ежегодно проводятся и соревнования по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Я занимаюсь подготовкой ребят, и радует, когда мои воспитанники занимают первые места. В этом году в региональном чемпионате лучшим в компетенции «Столярное дело» стал Михаил Невечеря. А двумя годами ранее Дмитрий Блошенков занял третье место по компетенции «Столярное дело» в Национальном чемпионате. Мне это было особенно приятно, когда организаторы отметили его профессионализм: если у ребёнка правильные, отточенные движения, видно, что перед вами не дилетант, а специалист!

По форме проведения и заданиям «Абилимпикс» очень близок к движению WorldSkills: в ходе обоих конкурсов участники демонстрируют профессиональное мастерство в одной из категорий. Соревнования молодых профессионалов проводятся три дня, в течение которых нужно сделать, например, сложную оконную раму. Изделие уровня мастера 5-6 -го разряда, а у нас ребята выпускаются с 4-м повышенным. Вместе с тем наши студенты - одни из лучших в регионе по столярному делу. Призовые места на областном уровне занимали Кирилл Дроздов, Артём Алексеев, Александр Степичев, Роман Труфанов. Андрей Клименко в 2019 году занял первое место в Национальном чемпионате WorldSkills. Однако не только участников соревнования, но и всех своих студентов учу работать точно, качественно, совершать как можно меньше ошибок.

Фото: Фото предоставлено техникумом

Кораблик плывёт

- Сергей Иванович, как сами выбрали профессию плотника?

- В детстве на каникулах запускали после дождя палочки, спички. Соседский взрослый парень увидел это и подарил мне настоящий кораблик: он оторвал кусок коры, вырезал лодку, вставил палочку и бумажку. Я так был удивлён, что всё это он сделал на моих глазах, и с тех пор грезил столярным делом. В 1988 году поступил в учебное заведение, в котором сейчас преподаю, а после армии вернулся уже в качестве мастера. Кораблик, запущенный в детстве, до сих пор плывёт. Кстати, до армии я занимался тяжёлой атлетикой, чуть-чуть до мастера спорта не дотянул…

- Зато стали заслуженным мастером производственного обучения Российской Федерации. Что для вас значит это звание?

- Кропотливая ежедневная работа, результат которой - успехи моих выпускников. Всегда говорю, что достижения учеников - лучший показатель моего профессионализма. Ребята не подводят! Большинство из них остаются в профессии, для меня - это самая большая радость. Силы потрачены не зря.

Справка
Сергей Иванович Войтов - выпускник техникума им. Л. Я. Кучеева. После армии окончил Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского и вернулся в родную профессиональную образовательную организацию. С 1993 года и по сей день занимается подготовкой будущих столяров и плотников. В 2011 году он стал победителем конкурса «Профессионал-новатор», а также первенствовал в номинации «Стремление к высокому качеству» в межрегиональном конкурсе профессионального мастерства среди мастеров производственного обучения.