В честь прославленного железнодорожника назван проезд в Москве, в столице на территории Дорожной клинической больницы имени Н. А. Семашко ему установлен памятник, имя Паристого увековечено на Аллее славы стадиона «РЖД Арена». Памятник Ивану Леонтьевичу установлен в одноимённом сквере Брянска. Дневным экспрессам, курсирующим между Москвой и Брянском, присвоено его имя. За выдающиеся заслуги ещё при жизни ему было присвоено звание почётного гражданина этих двух городов.
Бывшие коллеги и сегодня с большой теплотой вспоминают своего строгого, но справедливого начальника.
Сам прошёл весь путь
Иван Паристый родился 19 августа 1930 года на Украине, в семье потомственного железнодорожника и продолжил династию. С отличием окончил Днепровский институт инженеров железнодорожного транспорта и начал свой трудовой путь с дежурного по станции Брянск II, которая тогда входила в состав Московско-Киевской железной дороги. К Московской дороге Брянское отделение было присоединено семь лет спустя, в 1961 году.
Именно в нашем городе Иван Леонтьевич освоил все самые сложные и ответственные профессии, дослужившись до начальника отдела движения Брянского отделения дороги. В 1962 году он возглавил Брянское отделение Московской железной дороги. Тогда ему исполнилось 32 года. Паристый стал, пожалуй, одним из самых молодых НОДов за всю историю сети железных дорог.
Ветераны отрасли отмечают, что именно тот опыт, который Паристый получил, пройдя карьерный рост с самых «низов», позволил ему разбираться во всех звеньях железнодорожной цепи, будь то локомотивное, путевое, вагонное хозяйство, организация движения или связь. Но и от своих подчинённых требовал знаний.
«На железной дороге - почти армейская дисциплина, ведь дело касается безопасности движения, и тут нет мелочей. По этому поводу Иван Леонтьевич преподал мне хороший урок, который помню по сей день. Где-то в 1962 году я ещё работал помощником машиниста, мы вели пассажирский поезд из Сухиничей в Брянск, а на пути лежала шпала. Скорость была небольшая, остановились, убрали её, поехали дальше и забыли об инциденте, тогда никто и не думал о каких-то каверзах... Но на следующий день меня вызывают к самому НОДу, а это ж такая величина! Так вот Паристый хоть и доброжелательным, но серьёзным тоном спрашивает: а ты проверил, сделал ли машинист запись о непредвиденной остановке? Стою и от волнения потею так, что полные туфли воды набрались (смеётся. - Прим. ред.). И думаю: как же я, помощник, могу машиниста контролировать? А Иван Леонтьевич и говорит: за безопасность все отвечают одинаково. Вот такая воспитательная работа у него была, - вспоминает почётный железнодорожник, почётный ветеран Московской железной дороги и бывший начальник локомотивного отдела Брянского отделения Владимир Клюев. - Он вообще исключительным человеком был. И если вызывал к себе на ковёр, то только за дело, все это понимали. Как и то, что второй раз поблажек уже не жди».
Масштабы личности
Именно при Иване Леонтьевиче Паристом произошёл переход с паровозов на тепловозную тягу, а затем и на электрическую. О колоссальном объёме работ свидетельствует тот факт, что электрифицировано тогда было столько линий, сколько в течение 50 лет на всех дорогах мира. Был выполнен титанический труд по реконструкции практически всей инфраструктуры, обучению персонала - подготовку кадров он считал одним из решающих факторов успешной производственной деятельности.
Брянские машинисты одними из первых начали водить тяжеловесные грузовые поезда. Вот как о новаторских решениях начальника Брянского отделения вспоминает Владимир Клюев: «В бытность Ивана Леонтьевича было очень интересно работать. Если до него длинносоставные тяжеловесные поезда было непросто готовить к отправлению, машинисту приходилось собирать их на двух путях - сначала забирать одну часть, потом заезжать на сцепление со второй, потому что весь состав просто не вмещался на одном пути, то потом их увеличили для удобства. Из Брянска составы шли и на Украину, и в Белоруссию, и в обратном направлении, на Орёл, движение было очень интенсивное. И требовалось собирать вагоны в отдельные группы по этим назначениям. Паристый модернизировал процесс, поставил автоматические замедлители на двух наших горках - Западной и Восточной. В итоге стали собирать больше составов, значительно увеличив пропускную способность».
Своих не бросал
Ивана Леонтьевича называют талантливым инженером и организатором, взыскательным, но человечным руководителем, который управлял 25-тысячным коллективом и всегда уважительно относился ко всем своим подчинённым.
«Люди его очень ценили, ведь он заботился даже о простых рабочих. У меня был приятель-железнодорожник, который на тот момент уже 25 лет находился на пенсии и жаловался на сложное положение в семье, связанное с квартирным вопросом. Куда ни обращался, никто помочь не мог. Предложила написать письмо Паристому, тогда уже работающему начальником дороги в Москве, описать всё как есть. Знакомый сначала стеснялся, но потом обратился. Прошло пару месяцев - ответа нет. А ещё через какое-то время звонит мне и благодарит за совет, говорит, Иван Леонтьевич решил проблему. Своих он не бросал и после службы, - рассказала почётный железнодорожник, ветеран железнодорожного транспорта, бывший начальник станции Брянск-Орловский Тамара Туркова. - Именно с его подачи и началось строительство жилья для сотрудников. Заботился он и о пассажирах. Так благодаря этому человеку возведённый после войны вокзал на Брянск I расширился кассовым залом и административным зданием. Там появились новые платформы, рассчитанные не только на 24-, но и на 32-вагонные пассажирские поезда. А вскоре сдали в эксплуатацию и новый вокзал на станции Брянск II. Запустили красивые чехословацкие мотрисы, люди даже ноги вытирали, прежде чем в них войти. Тогда пригородное движение серьёзно улучшилось - и скорость, и частота, и комфорт. Да и вообще Брянское отделение при Паристом было на самом высоком уровне».
Иван Леонтьевич Паристый не только занимался развитием Брянского отделения Московской железной дороги. Как депутат городского и областного Совета народных депутатов он брал на себя решение вопросов, определявших судьбу Брянщины на годы вперёд.
Не случайно в Министерстве путей сообщения считали брянских железнодорожников передовиками, чей опыт заслуживает распространения и на других дорогах. А самого Паристого в 1968 году назначили заместителем начальника Московской железной дороги по движению, а в 78-м он стал у руля всей Московской магистрали.
На посту начальника Московской железной дороги Иван Паристый произвёл немало преобразований. В те годы проводилось масштабное техническое переоснащение Московского железнодорожного узла для повышения пропускной способности железнодорожной магистрали.
Под руководством Ивана Леонтьевича были закончены строительство и реконструкция Большого окружного кольца (БМО), ставшего мощной электрифицированной магистралью, оборудованной по последнему слову техники того времени. На полную мощность вышла сортировочная станция Орехово-Зуево, гремевшая на весь Советский Союз, достигла «пика» переработки вагонов станция Бекасово-Сортировочное, внедрялись технологии вождения тяжеловесных и длинносоставных грузовых поездов. В 1980-х годах Московская железная дорога подошла к пиковым объёмам грузовых перевозок за всю историю её существования.
Немалое внимание Паристый уделял и развитию пассажирского комплекса. Железнодорожные вокзалы стали достопримечательностью столицы. За большой личный вклад в реконструкцию вокзалов, Москва, как и Брянск, назвала Ивана Леонтьевича своим почётным гражданином.