Брянский машиностроительный завод дал жизнь целому городу Бежице – ныне это Бежицкий район Брянска. Градообразующее предприятие фактически стало родным домом для десятков тысяч бежичан и брянцев. И наша семья самым тесным образом связана с БМЗ, - рассказывает внук основателя династии Андрей Матвеенков.
Основателем трудовой династии Матвеенковых на Брянском машиностроительном заводе является Сергей Матвеенков. Родившись в деревне Рудне Смоленской губернии, он приехал на Брянщину 18-летним пареньком и пришёл на завод ещё задолго до войны, в 1926 году. Тогда это крупнейшее предприятие Брянска называлось «Красный Профинтерн».
Трудовой путь Сергея Васильевича начался на основном заводском производстве, в железнодорожном цехе. Здесь он проработал 12 лет – сначала слесарем, затем помощником паровозного машиниста, а потом и старшим нормировщиком – вплоть до 1938 года. В том году направление трудового пути изменилось. Причём довольно круто – Сергей Васильевич ушёл в журналистику. Не порывая со ставшим родным городом, стал работать заведующим отделом писем газеты «Бежицкий рабочий».
Однако проработать на новом месте долго не пришлось: грянула Великая Отечественная. В эвакуацию уезжали брянские предприятия, организации, люди. Чтобы за тысячи километров отсюда, за Уралом, в Сибири, вновь воссоздать производство, начать выпускать оружие для победы, наладить и обеспечить новую жизнь тем, кто становился к станкам. Вместе со всеми эвакуировался и Сергей Васильевич.
В эвакуации он сначала пошёл работать литературным секретарём газеты «Сталинец» в Челябинской области. Но уже в декабре 1941 году ушёл на фронт. Демобилизовался с военной службы Сергей Матвеенков после войны, в ноябре 1945 года. И сразу же вернулся в разрушенную и разорённую врагом Бежицу. В должности заведующего отделом партийной жизни он активно участвовал в возрождении родной газеты «Бежицкий рабочий».
В 1950 году Сергей Васильевич вернулся на родное предприятие, которое тогда называлось «Брянский паровозостроительный завод». Сначала в качестве редактора заводской газеты «Паровозостроитель» а потом инженером в отделе главного технолога. С 1954-го и до выхода на заслуженный отдых он трудился в ПДО (производственно-диспетчерский отдел), в которой прошёл путь от инженера-планировщика до первого заместителя начальника ПДО.
Вслед за Сергеем Васильевичем на завод пришёл и его сын Евгений Матвеенков. Евгений Сергеевич окончил БИТМ (Брянский институт транспортного машиностроения), который был основан в 1930 году для подготовки кадров для «Красного Профинтерна». На завод он пришёл в 1957 году. Завод уже год, как получил новое имя – «Брянский машиностроительный». С этого времени на заводе начинается новая эпоха: здесь стали выпускать судовые дизели для океанских судов. Непосредственно с этим и была связана работа Евгения Сергеевича – он трудился инженером-конструктором: сначала в СКБ, затем в ОКД (отдел конструкторский по дизелестроению). На отдых Евгений Сергеевич ушёл в декабре 1996 года.
Вместе с Евгением Сергеевичем работала и его супруга Вера Матвеенкова. Вера Васильевна родилась в Калининской области и после окончания вагоностроительного техникума по распределению приехала на БМЗ в 1958 году. Сначала она работала на заводе контролёром ОТК в вагонном цехе, затем инженером-конструктором в ОГК (отдел главного конструктора), а после в ОКВ (отдел конструкторский по вагоностроению).
На заводе Вера Васильевна и познакомилась с будущим супругом. Сыграли свадьбу. Таким образом, завод стал не только предприятием, выпускающим нужную и важную продукцию для страны, но объединяющим началом для создания новой счастливой семьи.
По славному трудовому пути своих родителей и дедушки пошёл и Андрей Матвеенков. Андрей Евгеньевич работает на заводе с сентября 1984 года и до сегодняшнего дня. Сначала в ОКВ (отдел конструкторский по вагоностроению) от инженера-конструктора до начальника бюро. В настоящее время он трудится в ОИСП (отдел испытаний и сертификации продукции). Андрей Евгеньевич не только работает на заводе, но и является хранителем семейных историй и традиций, связанных с заводом.
На родном заводе Андрей Евгеньевич познакомился со своей будущей супругой Ольгой. Ольга Анатольевна проработала в конструкторском отделе по дизелестроению до 2009 года.
В конструкторском отделе по дизелестроению работал также младший брат Андрея – Александр Матвеенков. Александр Евгеньевич проработал на заводе 10 лет - с 1995-го по 2005 годы.
Сын Андрея и Ольги Дмитрий также имеет самое непосредственное отношение к Брянскому машиностроительному заводу. Сначала он прошёл обучение по специальности токарь в заводском учебном цехе и стал работать в ремонтно-механическом цехе. Некоторое время ему пришлось трудиться в других организациях, но в 2018 году он вновь вернулся на завод и в настоящее время трудится оператором станков с ЧПУ в структуре КСК (Ключевые системы и компоненты).
Таким образом, семеро человек трудовой династии Матвеенковых отдали Брянскому машиностроительному заводу 174 года. Надеюсь, что это число ещё долго будет увеличиваться – уверен хранитель семейной трудовой истории Андрей Матвеенков.
Справка АиФ:
Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод (а именно так назывался нынешний БМЗ) был основан в 1873 году. В том году император Александр II подписал разрешение Петру Губонину и Виктору Голубеву на открытие завода. Позже в состав учредителей предприятия вошёл известный промышленник князь Вячеслав Тенишев. Таким образом, в 2023 году прославленное предприятие будет отмечать юбилей – 150 лет со дня основания.
Завод, возникший на слиянии двух рек – Десны и Болвы, дал жизнь населённому пункту Губонино, названному по имени одного из владельцев предприятия. Затем этот небольшой посёлок разросся до города Бежицы, который после войны на правах городского района вошёл в состав Брянска.
За полторы сотни лет своей истории завод вместе со всей страной пережил разные времена. Коснулись его смута периода гражданской войны, упадок, восстановление, освоение новых видов продукции… Чего только не делали на заводе! Ещё в XIX веке здесь спускали на воду пароходы, которые бороздили воды Днепра и других рек. В годы Советской власти работники осваивали выпуск диковинного электроплуга, на испытаниях которого присутствовал Владимир Ленин. Из ворот завода выходили бронепоезда, воевавшие на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн. Вторая половина XX века прославила завод выпуском огромных, величиной с пятиэтажный дом, судовых дизелей. В эти годы БМЗ гордо носил звание флагмана тяжёлого машиностроения Брянщины.
В настоящее время БМЗ – это современное предприятие, которое шагает в ногу со временем. АО «УК «БМЗ» входит в состав АО «Трансмашхолдинг». Сегодня предприятие - флагман транспортного машиностроения. которое специализируется на выпуске тепловозов и является единственным в стране производителем грузовых магистральных тепловозов. Мощности завода позволяют ежегодно выпускать 300 секций магистральных и 240 маневровых локомотивов.