Брянские эксперты оценили, как МСУ встраивается в систему публичной власти

На площадке федерального «Экспертного клуба» состоялось обсуждение перспектив развития местного самоуправления в стране.

   
   

Участникам дискуссии были заданы три вопроса: «Как протекает процесс встраивания муниципальных органов вашего региона в единую систему публичной власти? В чём, по вашему мнению, должны заключаться особенности подготовки кадров для системы местного самоуправления? Какими качествами, на ваш взгляд, должны обладать кандидаты в органы местного самоуправления?».

Вот что сказали по этому поводу брянские эксперты.

Валерий Егорушкин отмечает, что хотя закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» создаёт пространство для поиска эффективных решений, но сейчас говорить о конкретных формах, которые примет местное самоуправление, преждевременно.

«Закон позволяет каждому региону экспериментировать, выстраивая взаимоотношения с муниципалитетами, делиться полномочиями, искать разумную границу зон ответственности. Вполне вероятно, что на первых этапах возникнут отдельные ухудшения, ощутимые гражданами: это закономерность любого из переходных моментов процесса реформирования. Но тот же закон позволяет оперативно реагировать на возникновение негативных тенденций», — пишет спикер.

По мнению Валерия Егорушкина, разумное делегирование полномочий вниз всё же необходимо: «Это подтверждает как теория (скорость реакции обратно пропорциональна длине пути и количеству узлов коммуникации), так и практика: наделение регионов соответствующими полномочиями во время пандемии позволило стравиться с возникавшими вызовами. Нам всем предстоит участвовать в процессе встраивания местного самоуправления в единую систему публичной власти, анализировать, вносить предложения, заниматься «тонкой настройкой». Но, надеюсь, сложившаяся консолидация позволит пройти этот путь и добиться успехов».

Как муниципальный депутат генеральный директор АО «Чистая планета» Владимир Чашников видит основную проблему не в выстраивании вертикали власти, а в возвращении изначального предназначения ветвей власти на муниципальном уровне.

   
   

«Люди, интуитивно понимая, что депутат – их представитель, идут к нему со всеми своими бедами, вопросами, предложениями. И депутат доносит их чаяния до муниципальной исполнительной власти. А чиновники позволяют себе игнорировать эту информацию и принимать решения вопреки воле, просьбам, мольбам людей. Почему бы и нет: их же в кресло сажал не народ и не депутаты, и снимать их также будут не они», — объясняет эксперт.

Прогноз Владимира Чашникова пессимистичен: он пока не видит тех инструментов, которые позволят изменить ситуацию и сделают муниципальных чиновников подотчётными народу.

Аналитик Юрий Лобунов предлагает с цифрами в руках изучить кадровый вопрос в местном самоуправлении.

На начало 2022 года в России было 449 тысяч работников местного самоуправления, сообщает эксперт со ссылкой на данные Росстата.

«Начиная с 2018 года, не менее 20% муниципальных депутатов и служащих проходят профессиональную переподготовку – по 60-70 тысяч человек в год. В прошлом году на специальность «Государственное и муниципальное управление» в вузах России поступило 14 тысяч абитуриентов – почти в семь раз больше, чем на технологию продукции и организацию общественного питания. Выпустилось более 24 тысяч знатоков муниципального управления с высшим образованием», — констатирует аналитик.

Получается, что учебные заведения за деньги налогоплательщиков буквально заваливают страну дипломированными специалистами по местному самоуправлению, а претензии к качеству работы муниципальных служащих до сих пор имеются. «Не тому учат? Помилуйте, программы университетов не на коленке пишут. Над ними работают лучшие умы научного сообщества, проводятся конференции, обсуждения и бесчисленные согласования на уровне министерства. К тому же общественное питание в России процветает, хотя для него специалистов с высшим образованием выпускается в семь раз меньше», — подчеркивает Юрий Лобунов.

Кадры хорошие, но работать не хотят, и вопрос в мотивации— кнуте и прянике, считает эксперт: «В сфере общественного питания эти инструменты применяются, а в местном самоуправлении – нет».

Проводимая реформа создаст стимулы для качественной работы только в том случае, если каждый муниципальный чиновник и депутат будет зависеть от своего клиента и работодателя – от населения, уверен Юрий Лобунов: «Если этой зависимости не возникнет, можно до бесконечности учить и переучивать «самоуправленцев», тратить на это бюджетные миллиарды и продолжать удивляться, отчего же «не в коня корм».