Делят шкуры. За что на Брянщине убили краснокнижных зубров?

Зубры могли прилечь в поле так, что из глубокого снега торчали лишь холки, похожие на те, что у кабанов, на которых сейчас и охотятся, в том числе запрещёнными методами. © / Коллаж Кирилла Будаева / АиФ

В пятницу, 4 февраля, регион потрясла новость: в Брасовском районе, в поле у деревни Погребы застрелили двух краснокнижных зубров. Оказалось, под угрозой существование и других обитателей брянского леса.

   
   

Напомним, в прошлом веке зубры практически вымерли. В заповеднике «Брянский лес» с 1996-го их популяцию восстановили до 135 особей. Некоторые подросли и стали покидать насиженное место. Но за пределами особо охраняемой территории звери стали лёгкой добычей.  

Мы решили выяснить, у кого могла подняться рука на исполинов, ставших своего рода символом Брянщины. Расследование привело нас к… мясокомбинату.

Убить и сбыть?

То, что творится на Брянщине, охотник с 15-летним стажем Евгений называет геноцидом над животными.

«Люблю лес больше, чем город, - говорит он. - Поэтому меня привлекла ходовая охота. Суть её в том, что за день можно пройти 30 километров, но не увидеть птицу или зверя. А если и получится их встретить, то не факт, что повезёт добыть. Таким образом численность популяции не уменьшается, а скорее, наоборот. Но сейчас идёт уже не тихая охота, а тихое истребление. За животными гоняются на машинах, снегоходах, выслеживают в приборы ночного видения. Это не спортивный интерес, а целенаправленная и масштабная добыча охотничьих ресурсов».

Существование такого нелегального промысла подтвердил и начальник отдела охраны объектов животного мира департамента природных ресурсов и экологии области Андрей Батарчук.

«У нас есть рынок дикого мяса, - заявил он, - и целые бригады браконьерские. Я этот вопрос озвучивал на совещании в полиции, потому что занимаются таким теневым бизнесом уже организованные группы: одни выслеживают дичь, другие отстреливают, третьи вывозят. Есть гурманы, которые заказывают и покупают это мясо. Но основное его количество, полагаю, по договорённости сдают на мясокомбинаты на переработку».

   
   

Бывает, купишь дорогущую колбасу, возмущается жительница областного центра Людмила, а у неё привкус хряка, то есть некастрированного кабана. А ведь все они по идее проходят такую процедуру ещё будучи поросятами, чтобы потом у идущего на продажу мяса были хорошие вкусовые качества. Диким животным, конечно, этих операций никто не делает.  

Браконьеры, по всей видимости, убили и занесённых в Красную книгу России животных. По ошибке. Зубры могли прилечь в поле так, что из глубокого снега торчали лишь холки, похожие на те, что у кабанов, на которых сейчас идёт охота. Их в тепловизор якобы и увидели «чёрные охотники», двигавшиеся по трассе. Стреляли они прямо из машины. После чего остановились, выгрузили снегоход и подъехали на нём к добыче. А когда увидели зубров, ещё живых, не стали с ними связываться - развернулись и уехали.

«Стрелять из машины запрещено, но это обычный для браконьеров вид охоты. Тем более зима снежная, поэтому все они ездят по трассам, где у нас нет полномочий, - пояснил Андрей Батарчук. - Мы не можем остановить автомобиль, досмотреть. И очень многие этим пользуются. Надо организовывать ночные рейды, в которых вместе с нашими госинспекторами будут и сотрудники ДПС».

Следы ведут в Брянск?

Пока же разорвать такую «пищевую цепочку» непросто. Да и полномочий с этого года у госинпекторов только уменьшилось. Ещё недавно они контролировали зимние маршрутные учёты, то есть могли определить плотность зверей и птиц на той или иной территории. Теперь за численностью никто не следит - охотпользователи получают столько лицензий, сколько им надо. Выходит, с одной стороны, объекты животного мира являются собственностью государства, а с другой - от контроля за ними оно законодательно отстранилось.

Действующие штрафы владельцев охотничьих угодий особо не пугают. Большинство таких земель в Брянской области, сообщили специалисты, принадлежат даже не частным, а общественным организациям - обществам охотников и рыболовов. Они выдают разрешения на отстрел, на котором присутствуют их инспектора. А остальное время эти хозяйства находятся, по сути, без присмотра - делай, что хочешь.

А вот за убийство редких зубров грозит уже реальный срок - до четырёх лет тюрьмы. За помощью в раскрытии этого преступления обратились к жителям региона.

«Браконьеры - не жадные, убивая крупную дичь в 200-300 килограммов, они обычно делятся с соседями, друзьями, хвалятся своими успехами. Так что окружение о них знает. Тот, кто подстрелил зубров, имел специальное оборудование и оружие, вероятно, не первый раз этим занимался. И его могли видеть уезжающим на охоту в ночь с 3-го на 4 февраля. О подобных фактах просим сообщить в Брасовский отдел полиции Навлинского ОВД или в природоохранную прокуратуру. Каждое сообщение, даже анонимное, мы проверим. Нетерпимость общества к браконьерам - залог раскрытия этого преступления», - сказал брянский природоохранный прокурор Сергей Антонов.

Однако в посёлке Погребы все, в том числе браконьеры, прекрасно знали, что ещё пару лет назад зубры облюбовали поле поблизости. На нём летом росла кукуруза, а на зиму животным оставался корм. Местные часто фотографировали там этих зверей и вряд ли могли спутать с другими. Следы преступников, считают люди, ведут в Брянск.

4 года тюрьмы грозит за убийство зубров, которые занесены в Красную книгу России.

По имеющейся у нас информации, на месте происшествия изъяли гильзы от карабина «Тигр», пригодные для идентификации. А значит, по идее скоро должны прийти результаты баллистической экспертизы, что позволит установить владельца оружия. Впрочем, официально об этой важной улике не заявляют.