Ольга Момот, «АиФ-Брянск»: Елена Михайловна, скажите, что сейчас беспокоит современных подростков, с какими проблемами они к вам приходят?
Елена Северина: С проблемами подростков к нам приходят скорее их родители, а не они сами, и в основном речь идёт о взаимоотношении в семье или извечном вопрос отцов и детей. Первые сетуют на то, что их дочь или сын отбились от рук, и совсем не поддаются воспитанию, прогуливают школу или просто огрызаются со взрослыми. Вторые утверждают, что родители их совсем не понимают и даже не пытаются понять, так как слишком заняты на работе, чтобы обеспечить им достойное будущее, либо устраивают свою личную жизнь. В итоге страдают обе стороны, а последствия такого непонимания могут быть очень серьёзными.
- О каких последствиях идёт речь?
- Прежде всего о нестабильном психологическом здоровье ребёнка, начиная от банальной агрессии и раздражительности к окружающим и заканчивая апатией ко всему, а как следствие – суицидом, который также может выражаться по-разному. Это, конечно, крайняя мера, но и от неё никто, увы, не застрахован.
- Выходит, причина всех психологических недугов современного поколения идёт из семьи?
- В большинстве случаев так и есть, ведь именно там ребёнок проводит большую часть своего времени. Конечно, есть ещё и друзья, школа, Интернет, которые также влияют на восприятие подростком действительности, но именно родители должны первыми приходить на помощь в трудную минуту, не дожидаясь психологов.
- Елена Михайловна, какой возраст самый опасный и критичный?
- Однозначно сказать нельзя, ведь у каждого свои психологические особенности. Но чаще всего к нам обращаются родители с детьми в возрасте от 7 до 14 лет. А вот те, кто старше15 лет, редко к нам обращаются, хотя именно в этом возрасте у подростков больше всего вопросов и претензий, как к себе самому, так и к окружающим. Это связано с тем, что привести родителям детей в таком возрасте уже не всегда удаётся, а сами обратиться они чаше всего не готовы.
- Может быть, после 15 просто сложнее делиться своими проблемами?
- Разумеется, плюс, я повторюсь, сами подростки обращаются за помощью редко, если только в экстренных ситуациях, в основном же это инициатива их родителей. А в 15 или 16 лет уговорить ребёнка прийти на приём к любому врачу, тем более к психологу, непросто. Кроме того, большинство мам и пап, после того как приводят своих детей к нам, считают, что выполнили свой родительский долг, а дальше всё зависит от психолога без их участия. Но так не бывает, чтобы добиться результатов, нужно работать вместе.
- А как распознать, что ребёнку действительно нужна помощь или поддержка?
- Для этого нужно знать интересы своего ребёнка. Что он любит, с кем дружит, какие книги читает и на каких информационных сайтах проводит свой досуг, ведь не исключено, что именно там он и столкнулся с неприятностями или несправедливостью, которые его тревожат. Поэтому важно уметь замечать малейшие перепады в его настроении и наблюдать, как он с этим справляется, а если не справляется, то помочь. А самое главное - учиться разговаривать с ним на одном и том же языке, чтобы он смог вам доверять, тогда, возможно, и тревогу бить вовсе не придётся.
- Влияют ли на психику подростка непомерные нагрузки в школе, ведь ни для кого не секрет, что современная система образования с каждым годом становится всё жёстче и требовательней?
- На самом деле нельзя все трудности отнеси только к школьной программе. В целом она рассчитана и соотнесена таким образом, чтобы помимо занятий у детей оставалось достаточное количество времени на отдых и какие-то другие личные дела. Но ведь дети разные, и у каждого свои физические и умственные склонности к изучению предметов, а родители и учителя ради собственных амбиций или имиджа образовательного учреждения часто не замечают или не хотят замечать этого, принуждая и так прилежно старающегося школяра работать на пределе своих возможностей. Такой прессинг и перекосы с разных сторон – мощный удар по психике подростка, которому подчас и половина изучаемых предметов в будущем едва ли пригодится, но он вынужден тратить на них не только время, но и своё здоровье.
- А как же подготовка к ЕГЭ, это ведь стресс для большинства школьников? Тем более в этом году экзамен пройдёт под прицелом видеокамер.
- Я очень сочувствую сегодняшним выпускникам. Честно говоря, сама с трудом представляю себя на их месте, ведь экзамен – это всегда повышенное напряжение. В стрессовой ситуации даже знания могут подвести, а тут ещё вдобавок и камеры с металлоискателями, как тут не нервничать? Вот дети и срываются. Конечно, можно сколько угодно утверждать, что такие радикальные меры направлены во благо самих же детей, вот только насколько они оправданы?
- Чем родители могут помочь ребёнку в такой стрессовой ситуации?
- Наверное, только своей поддержкой и любовью. Чаще давайте ему понять, что каким бы ни был итог экзамена, вы не перестанете от этого любить его меньше. В конце концов, это всего лишь одно из испытаний, которых впереди будет ещё великое множество. Чтобы ни случилось, всегда оставайтесь на стороне ребёнка, учите его бороться со сложностями, даже если и вам они покажутся непосильными. Пример всегда вдохновляет.
Смотрите также:
- Жизнь после каникул. Брянский психолог о том, как вернуть детей за парты →
- Почему родители агрессивных детей не обращаются к специалистам? →
- Всем миром. Судьба каждого ребёнка в наших руках →